Найти тему
Наше наследие

Кыш Бабай – татарский и башкирский сказочный новогодний герой

Кыш Бабай, Татарстан
Кыш Бабай, Татарстан

В Татарстане свой национальный Дед Мороз – Кыш Бабай. Дословно имя Кыш Бабай можно перевести с татарского как Дед Зима или Зимний Дедушка. Кыш Бабай говорит исключительно на татарском языке и носит одежды, украшенные народным орнаментом.

У тюркских и монгольских народов в давние времена было главное верховное божество – небесный дух Тенгри (Тэнгри, Кок Тенгри, Небесный Бог), день рождения которого приходилось на самую длинную ночь в году. В эту ночь, 22 декабря, зимний бог Кыш Тенгресе (Кыш Тонгрессе) устраивал в честь Верховного правителя весёлое празднество Кара Тон (Каратен, Чёрная ночь) с хороводами и священными обрядами. Считается, что именно Кыш Тенгресе и послужил прообразом Кыш Бабая.

Веселье продолжалось довольно долго и заканчивалось, по разным данным, 1 января или 25 декабря праздником Нардуган (Нардокан, Нурдуган, Рождённый светом (солнцем)). На празднества собирались и другие духи и божества – Су Анасы (Мать воды, дух воды), Шурале (лесной дух, Леший), Кар Малай (Снежный мальчик, Снеговик), Кар Эби (Снежная бабушка) и обязательно Кар Кызы – любимая дочка татарского новогоднего волшебника.

У Кыш Бабая Татарстана, как и у Всероссийского Деда Мороза, тоже есть своя собственная резиденция. Находится усадьба в селе Яна Кырлай. Село расположено на берегу реки Аи примерно в 70 км от столицы Татарстана – Казани. Живёт Кыш Бабай в своём загородном доме вместе с дочерью. Вместе с семьёй зимнего чародея в поместье проживают и другие герои татарского эпоса: могучий Батыр, Алтынчэч (Златовласка), Убырла (Баба-Яга), Аждаха (Змей Горыныч), Шайтан (Злой дух), Тахир, Зухра и другие. Сказочные персонажи всегда рады гостям и устраивают для них всевозможные развлекательные программы.

Кыш Бабай, как и любой мусульманин, любит зелёный цвет. Это подчёркнуто и в стилистике одежды национального Деда Мороза: отделка шубы, шапки и костюма обязательно включает зелёный цвет, а иногда бывает полностью изумрудной. Да и сама шапка не просто шапка, а отороченная мехом тюбетейка, а в качестве обуви волшебник предпочитает носить мягкие удобные ичиги. Время от времени Кыш Бабай может себе позволить шубу синего цвета.

Кар Кызы разделяет взгляды своего отца и татарских женщин, поэтому и её наряд соответствует народной одежде.

А ещё Кыш Бабай идёт в ногу со временем – занимается блогерством и интересуется экопроектами – у него даже появился собственный «Лес Чудес».

Башкирский Дед Мороз и Снегурочка – Кыш Бабай и Кархылыу – имеют много общего с татарскими. У них похожие имена, историко-культурная и мифологическая составляющие.

Ежегодно в Ишимбайском районе Башкортостана, у подножия горы Торатау открывается гостевой городок Кыш Бабая, где новогодний кудесник вместе со своей внучкой принимают гостей в праздничной юрте, устраивают катание на санях, коньках и снегоходах, проводят мастер-классы и увеселительные мероприятия, гастрономические фестивали и всевозможные конкурсы.

Праздничная юрта Кыш Бабай и Кархылыу появляется и в столице Республики Уфе. Даже из Великого Устюга в Башкирию выезжает не просто Дед Мороз, а именно Кыш Бабай.

Парад новогодних волшебников или каждому народу по своему Дедушке Морозу