Вокруг вокзала
Когда мы приходим на вокзал, то смотрим на все вокруг глазами пассажира. Куда пришел мой поезд? Где купить пирожок и не потратить целое состояние? Почему третий путь находится как раз между шестым и седьмым? В общем, думаем о всякой сиюминутной ерунде.
А между тем вокзалы и их окрестности — это затейливый мир с интересной историей.
Подъезжая к станции
Архитектурный ансамбль вокзала растягивается на много километров. Порой, когда до точки назначения осталось всего ничего, мы видим из окна поезда странные небольшие здания. Что же это такое? Наследие прошлого и первых российских железных дорог. Небольшие склады и кладовки, будки стрелочников, водонапорные башни, кубовые — все и не перечислить. Многие из этих зданий давно заброшены, некоторые сменили свое назначение, а какие-то используются по сей день.
Закулисная жизнь
За фасадами вокзалов скрыт целый мирок. В проектах некоторых из них можно найти даже квартиры. По задумке, начальник станции и некоторые работники могли буквально жить на работе. Порой дома строили возле депо, нередко — целым отдельным поселком для железнодорожных рабочих и их семей. Так жили регулировщики, семафорщики, стрелочники, сцепщики, осмотрщики вагонов.
Сегодня, конечно, какие-то из этих профессий ушли в прошлое. Теперь многое автоматизировано, поэтому на некоторых станциях работает лишь пара человек, а иногда диспетчер управляет сразу несколькими полустанками.
Площадь трех вокзалов
Это фактически первый архитектурный ансамбль Москвы, который встречает приезжающих из разных уголков страны. И одновременно — что-то вроде России в миниатюре. Каждый вокзал отсылает к архитектуре тех мест, куда с этого вокзала отбывают.
Так, Ленинградский вокзал своими строгими формами и классическим стилем с элементами ренессанса отсылает к петербургской архитектуре XIX века. Ярославский вокзал, спроектированный Федором Шехтелем, сделан в русском стиле и напоминает об архитектуре Ярославской и Архангельской губерний. Многоярусная же башня Казанского вокзала стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля, а шпиль венчает змей Зилант с герба Казани.
Архитектурные прогулки
Исторических зданий, связанных с железными дорогами, в Москве сохранилось немало. Большую часть из них проектировали под руководством Александра Померанцева, архитектора-эклектика. Вы можете его знать как создателя Верхних торговых рядов, то есть ГУМа. Станции Канатчиково, Андроновка, Ростокино, Воробьевы горы, Угрешская, Лихоборы, Пресня, Лефортово, Лизино, остановочный пункт Потылиха — все это Померанцев.
В общем, выбирайте, что вам больше по вкусу, и любуйтесь. Главное, не торопиться на поезд — только так получится внимательнее рассмотреть все детали.