Найти в Дзене
Уголок урбаниста

Реквием по трамваю: 6 городов России, где за последние 10 лет уничтожили трамвай

Оглавление
Вспомним, какие трамвайные системы закрыли в нашей стране с 2012 года
Вспомним, какие трамвайные системы закрыли в нашей стране с 2012 года

Сейчас в России насчитывается 62 трамвайных системы, которые считаются экологически чистым видом транспорта с повышенной провозной способностью по сравнению с троллейбусами, автобусами и, разумеется, маршрутками, за счет возможности сцепки нескольких вагонов. Однако во многих региональных городах нашей страны трамваи деградируют и находятся в глубоком упадке, а более половины парка вагонов были произведены более 25 лет назад и имеют износ 100%.

В ряде случаев из-за отсутствия у местных властей средств на закупку новых вагонов и ремонт рельсов движение трамваев было прекращено. Еще один враг трамваев - маршрутки, которые зачастую лоббируются местными властями, поскольку те имеют долю в этом бизнесе.

Так, в 1990 трамвайное движение имели 70 городов РСФСР, сейчас их число уменьшилось на 9 (без Крыма). Причем в лихие 90-х трамвай исчез всего в 2 городах (Карпинск и Грозный), а основная череда закрытий пришлась на 2000-е и 2010-е годы.

Сегодня мы предлагаем вам вспомнить, какие российские города и даже села лишились удобного электротранспорта за последние 10 лет.

1. Дзержинск (1933-2015)

Нижегородская обл.

dzer.ru
dzer.ru

Промышленный город с населением около 215 тыс.чел. в период максимального развития трамвайной сети имел 6 маршрутов, которые соединяли жилые кварталы с восточным промрайоном и отдаленным поселком Калининский. В 2000-х годах сеть была сильно порезана, и последние годы работали всего 2 маршрута. Парк трамваев состоял из КТМ-5 и КТМ-8.

В 2015 году система была окончательно закрыта, поскольку в городе также имеется троллейбус, поток пассажиров в промзону стал невелик после закрытия части заводов, а линии трамваев частично дублируются электричкой. Однако поговаривают, что немалую роль в уничтожении трамваев сыграло лобби маршруточников, у которых трамвай оттягивал клиентов.

2. Комсомольск-на-Амуре (1957-2018)

Хабаровский край

transphoto.org
transphoto.org

В советские годы город был военно-промышленным центром союзного значения, а городская трамвайная сеть в лучшие годы насчитывала 5 маршрутов, что очень неплохо для города с населением 230 тыс.чел.

В связи с бедственным положением трамвайного предприятия, а также отсутствием средств на ремонт путепровода в 2018 году движение трамваев было остановлено, а городские перевозки отданы на откуп маршруткам и частным автобусам. Несмотря на заявления местных властей, что это временная мера, контактная сеть и рельсы были демонтированы.

В последние годы существования основу подвижного состава составляли морально устаревшие вагоны РВЗ-6, а также КТМ-5 и ЛМ-93.

3. Усть-Илимск (1988-2022)

Иркутская обл.

transphoto.org
transphoto.org

Одна из последних созданных в СССР трамвайных систем является ведомственной и предназначалась для доставки рабочих из жилмассива на лесопромышленный комплекс и ТЭЦ, которые находятся на значительном удалении. Кроме того, Усть-Илимск был одним из самых небольших по населению городов (около 80 тыс.чел.), где ходили трамваи.

При этом функцию по внутригородским перевозкам трамваи, линия которых идет по самой окраине, практически не осуществляли. Из-за относительно высоких скоростей, которые трамвай развивал на участке между городом и ЛПК через тайгу, он имел статус скоростного.

О закоытии системы объявили совскм недавно. Движение по линии будет полностью закрыто 31.12.2022, а вместо трамваев запустят автобусы. С открытия на единственном маршруте эксплуатировались вагоны КТМ-5, которые за годы эксплуатации уже полностью исчерпали свой ресурс.

4. Ногинск (1924-2016)

Московская обл.

trams.ru
trams.ru

Официально о ликвидации единственного существовавшего однопутного маршрута с разъездами в небольшом подмосковном городе никто не объявлял, но де факто большая часть путей разобрана, а вагоны порезаны. Линия соединяла городские окраины, проходя через центральную часть города и ж/д вокзал. В 1962-1972 году также работало ответвление на пос. Ильича, куда ходил маршрут 2.

Движение трамвае было окончательно прекращено в 2016 году из-за неудовлетворительного состояния путей и полного износа вагонов КТМ-8, которые эксплуатировались в последние годы перед закрытием. В 2011-2016 гг. трамваи работали нерегулярно, скорость движения на многих участках не превышала 20 км/ч, а интервалы движения были около 40 мин.

5. Тверь (1901-2018)

Тверская обл.

ttransport.ru
ttransport.ru

На пике своего развития в начале 90-х система насчитывала целых 18 трамвайных маршрутов длиной более 40 км и обеспечивала больше половины внутригородских пассажирских перевозок. Однако с конца 90-х началось ее постепенное сокращение, пока в конце 2018 года не был закрыт последний маршрут. Контактная сеть и рельсы были демонтированы. Последние годы на линиях эксплуатировались вагоны Татра Т3 и Т6, КТМ-5, КТМ-8 и новые низкопольные 71-911 "City Star".

Троллейбус в 2020 году постигла такая же печальная участь в рамках обновленной транспортной модели. Сейчас городской транспорт представлен исключительно автобусами, как большой вместимости, так и ПАЗиками с Газелями.

6. с. Молочное (1989-2014)

Респ. Крым

crimea.mk.ru
crimea.mk.ru

Одна из самых маленьких трамвайных систем в мире длиной 1,5 км с узкой колеей 1000 мм находилась в сельской местности и принадлежала пансионату "Береговой" у Черного моря близ Евпатории и использовалась в летний период с 1989 по 2014 гг. для трансфера отдыхающих к пляжу.

По однопутной линии от пляжа к пансионату в челночном режиме курсировал ретро-трамвай Gotha из 2 вагонов выпуска конца 1950-х годов.

После присоединения Крыма к России линия проработала лишь неполный сезон, после чего началась реконструкция пансионата, во время которой на трамвайной линии полностью сняли контактную сеть и частично вырезали рельсы.

👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй!