Недвижимость — это понятный и осязаемый актив. Для долгосрочных инвестиций часто выбирают именно коммерческие объекты, и вот почему: доходность от аренды у них в 1,5-2 раза выше, чем у жилья.
Представим, что вам улыбнулась удача, быстро нашли подходящее место. Следующий шаг — поиск тех, кто займет купленную площадь и разместит там свой бизнес.
Проблема поиска надежного арендатора
Сдача коммерческих помещений в аренду — популярный способ заработка для частных инвесторов. Такую недвижимость сдают продуктовому ритейлу, аптекам, ресторанам и кофейням, салонам красоты, цветочным магазинам, офисам, пунктам самовывоза онлайн-магазинов.
С арендаторами коммерческой недвижимости обычно выстраивается долгосрочное сотрудничество – они занимают помещение на протяжении многих лет. Но хороших съемщиков найти непросто, это трудоемкое занятие. А если площадь будет простаивать, то принесет хозяину финансовые убытки.
Виды арендаторов
Эксперты Рентон Ярд выделяют два основных вида арендаторов:
- крупные сетевые компании.
- предприниматели с одной или несколькими точками.
Сетевики, как правило, гарантируют собственнику финансовую стабильность – снимают надолго, исправно платят аренду и уведомляют о намерении освободить помещение за несколько месяцев. Но привлечь их сложнее: для них важно не только помещение, но и расположение, наличие конкуренции, трафик и даже фасад здания, чтобы разместить наружную рекламу. Плюс, сетевые компании заинтересованы получить скидку и снять помещение по минимальной ставке, часто выдвигают требования, неудобные для арендодателя.
Малый бизнес – это индивидуальные предприниматели. Они составляют большую часть арендаторов помещений первых этажей в жилых комплексах.
Где и как искать арендаторов?
Самостоятельный поиск. Сейчас для этого есть разные площадки и сайты — например, ЦИАН, Авито, Домклик. Но в таком случае придется потратить немало времени, чтобы тщательно изучить будущего съемщика и его бизнес — насколько прибыльный, нет ли долгов или процесса банкротства. Возможно, он только начинает свое дело. Тогда есть риск, что раскрутиться не получится, и через 2-3 месяца арендатор съедет.
На что обратить внимание и какую информацию собрать:
- Как давно на рынке, есть ли наработанная клиентская база.
- Сведения об учредителе и уставном капитале.
- Получает стабильный доход, может подтвердить это документально. Бухгалтерская отчетность позволит оценить финансовую устойчивость компании.
- Арендатор открыт для общения, в процессе переговоров не пытается что-то утаить.
Можно попробовать разослать свое коммерческое предложение крупным сетевым магазинам. Существенный минус — поиск своими силами может затянуться на долгое время, а каждый месяц простоя для коммерческого объекта – это финансовые потери, ведь уплату налогов никто не отменял.
Обращение в агентство. Решение, если не хочется рисковать и получить «кота в мешке», а также самостоятельно вникать в детали. Агентству можно делегировать всю работу по реализации помещения. Специалисты проанализируют объект и займутся поиском подходящего арендатора, проверят его на благонадежность, будут отвечать на звонки и вести переговоры, возьмут на себя показы помещения. А на финальной стадии подготовят необходимые документы. Так вы сэкономите самое ценное — время.