Одна моя знакомая, несколько лет назад навсегда уехавшая из страны, любит повторять, что мы, оставшиеся здесь, будем со временем как те лягушки, постепенно варившиеся в кипятке. Принимая разлившуюся по всей нашей повседневной жизни ненормальность, мы сами день за днем будем становится все более и более ненормальными, отвыкая от нормы и забывая вообще о том, как норма в нашей жизни должна выглядеть.
Время от времени мне действительно кажется, что это происходит или уже в какой-то степени произошло – мы на самом деле все больше и больше от нормы отвыкаем. Например, я в последнее время постоянно ловлю себя на удивлении, когда кто-то в срок и без единого напоминания выполняет свои обязательства, не передумывает ехать на встречу в последний момент, не опаздывает, не обманывает с оплатой и совершенно бескорыстно делает или говорит приятные вещи. Зато если из 10 раз один раз нахамит, допустим, регистратор в поликлинике, я чувствую какое-то странное удовлетворение – ну вот, наконец-то все происходит так, как должно быть.
Если ты постоянно живешь в странном, перевернутом, зазеркальном с точки зрения этической нормы мире, ты не замечаешь, как начинаешь принимать за норму то, что нормой в реальном мире совсем не является. Даже понимая умом, что такое норма на самом деле, ты все равно подстраиваешь свое поведение под причудливые и иногда даже безумные обычаи этого иллюзорного мира. Как попаданец из всех этих романов про путешествия во времени и параллельные миры – приходится приспосабливаться, чтобы выжить. Где-то в глубине сознания ты хранишь представление о подлинной норме, но в общении с местными жителями стараешься обходить острые углы, поддерживать, хотя бы на словах, их странные традиции, и ни в коем случае не навязывать своего представления о правильном и необходимом.
У такого попаданца, на самом деле, нет какого-то большого выбора. Он может либо совсем отказаться от своих принципов, убеждений и привычек, постаравшись как можно более подробнее изучить и перенять местную норму и правила жизни, изо всех сил стремиться стать своим. Или он может постараться сохранить в памяти свое понимание нормы, постоянно напоминать себе о том, что является добром и злом в реальном мире, и приспособиться к местным обычаям только на внешнем, поверхностном уровне, заставляя себя притворяться и играть определенную социальную роль.
В этом случае твоя неискренность, конечно же, будет чувствоваться, и стать полностью «своим» так и не получится – несмотря на все твое притворство, тебе не будут до конца доверять, тебя будут сторониться и в той или иной степени в чем-то да подозревать. Жить таким образом бывает очень нелегко, а порой даже попросту опасно. Трудно быть богом, если вообще не невозможно, об этом еще Стругацкие написали, и мало у кого это на самом деле получается.
И тот, и другой вариант для попаданца не слишком хороши, и лучше бы ему, на самом деле, вернуться в свой привычный и нормальный мир. Но можно, думаю, постараться реализовать еще один, третий вариант существования в зазеркалье. А именно - потихоньку менять норму, приближать ее к представлениям реального мира. Не сразу, конечно, а постепенно, осторожно, пестовать эти слабые росточки нормы из крошечных побегов. Вот пришел кто-то вовремя, не подвел, не передумал – это ведь уже норма. Значит, зерна этой нормы в этом мире уже заложены – осталось их только прорастить.