Найти тему
РИА Новости

"Передайте маме и папе...". О чем рассказали российские солдаты в письмах

Оглавление
© РИА Новости
© РИА Новости

Валерий Пастухов

В декабре Минобороны России запустило доставку почтовых отправлений военнослужащим. Телефонные звонки разрешены только в определенное время и всего на пару минут. Поэтому письмо — единственный способ полноценно пообщаться. Пока система работает с перебоями. Но даже несколько строчек из зоны СВО становятся настоящим сокровищем для близких и родных.

Записки героя

Для семьи Зориных из Волгоградской области письмо с передовой от сына навсегда останется особенным. В нем — его последние слова и пожелания. Старший лейтенант Денис Зорин успел написать их за несколько минут до гибели.

"Мы каждый вечер списывались или созванивались, — вспоминает Юлия, невеста Дениса. — Он всегда говорил: "Не волнуйся, у меня все хорошо". С 24 февраля телефон стал недоступен. Мы с мамой каждый день прозванивали воинскую часть, пытались что-то узнать. Нам отвечали: "Ждите". Шестого марта мне сообщили, что он погиб".
Граффити с изображением погибшего на Украине офицера, Героя России Дениса Зорина на фасаде дома по улице Коммунистической в Волгограде. © РИА Новости / Кирилл Брага
Граффити с изображением погибшего на Украине офицера, Героя России Дениса Зорина на фасаде дома по улице Коммунистической в Волгограде. © РИА Новости / Кирилл Брага

Десантно-штурмовой дивизии, в которой служил офицер, приказали прорвать оборону противника. Двадцать шестого февраля попали в засаду. Боевую машину десанта подбили, Денис успел вытащить раненого механика-водителя и больше полутора километров помогал его нести. Когда стало ясно, что противник подступает, приказал группе уходить без него. Прикрывая товарищей, отстреливался до последнего патрона, а потом подорвал себя гранатой.

В записной книжке, которую старший лейтенант всегда носил в кармане, сослуживцы нашли записку: "Передайте, что люблю маму, папу, свою Юлю".

"Денис написал: хочет, чтобы мы берегли друг друга, — говорит Юлия. — Он всегда вел себя как настоящий мужчина и до последней минуты заботился о своих любимых людях".

Девятого марта Зорина похоронили на кладбище хутора Манойлин Волгоградской области. А 31 марта указом президента ему присвоили звание Героя России.

"Я жив, все нормально"

Первое письмо от мужа Ирина Шемякова из Луганска получила только через три месяца после того, как он ушел на фронт.

Ирина и Александр Шемяковы. © Фото предоставлено Ириной Шемяковой
Ирина и Александр Шемяковы. © Фото предоставлено Ириной Шемяковой

"По телефону общаться можно лишь очень коротко. Он не успевает сказать, о чем думает, что там у них происходит, — объясняет Шемякова. — Только говорил: "Я жив, все нормально".

Послание, склеенное изолентой, передал сослуживец Александра.

"Вскрыла прямо на улице, — признается Ирина. — Я и плакала, и смеялась. Саша рассказал, что чувствовал, как скучал. Попросил написать в ответ. Невероятно: ты теряешь возможность поговорить с близким человеком, что-то обсудить и вдруг опять ее обретаешь — через слова на бумаге".

Письмо с фронта она аккуратно хранит в блокноте. Часто перечитывает или просто держит в руках. Листок до сих пор пахнет костром.

Письмо Ирине. © Фото предоставлено Ириной Шемяковой
Письмо Ирине. © Фото предоставлено Ириной Шемяковой

Теперь в каждую посылку с продуктами Ирина вкладывает большое письмо от себя и записки от учеников музыкальной школы, где преподает Александр. Все это забирают сослуживцы Шемякова, когда приезжают в отпуск.

Маме от Вани

На страничку Марички Рощенко из ЛНР мобилизованный Иван наткнулся еще до начала СВО. Увидел, что девушка делает красивые украшения ручной работы, и подписался. Общаться стали уже с началом спецоперации.

Кулон. © Фото предоставлено Маричкой Рощенко
Кулон. © Фото предоставлено Маричкой Рощенко
"Он спросил, не забрали ли еще кулон с вышитой птичкой — снегирем. Сказал, что скучает по маме, хочет сделать ей сюрприз, поддержать в разлуке", — вспоминает Маричка.

В посылку Иван попросил вложить и письмо своему дедушке. "Это были стихи его собственного сочинения. Я переписала их на листик и от его имени отправила родным".

Подарок и письмо участника спецоперации. © Фото предоставлено Маричкой Рощенко
Подарок и письмо участника спецоперации. © Фото предоставлено Маричкой Рощенко

С молодым человеком она поддерживает контакт до сих пор. Осознав, как бойцам в зоне СВО необходимо общение, девушка приняла участие в акции "Голубь мира" у себя в университете. Вместе с другими студентами разрисовала бумажных голубей, а на обратной стороне написала теплые слова для военных. Эти послания тоже отправились на фронт.

Голубь мира. © Фото предоставлено Маричкой Рощенко
Голубь мира. © Фото предоставлено Маричкой Рощенко

Сейчас такие инициативы есть по всей стране. Для участников спецоперации записки — настоящий источник силы. Даже от незнакомых людей. В этом признаются и российские десантники — авторы Telegram-канала "Енот из Херсона". Сначала послания приходили им в электронном виде, а как только в Москве открыли пункт сбора гуманитарной помощи "Бункер Енота из Херсона" — и в бумажном.

"Письма шли не только со всех уголков нашей страны, но и со всего мира. Нам писали с Кубы, узнавали, как отправить посылку из Западной Европы, — рассказывают военные. — Люди делятся своими историями, присылают рисунки, стихи. Часто эти письма просто рвут душу на куски".

Одно такое пришло от жительницы Братска. На фронт отправились ее муж и родной брат. Она и сын решили поддержать военных — составить коллаж с енотом Херси, который стал символом десантников в зоне СВО.

Коллаж с Енотом из Херсона. © Telegram-канал "Енот из Херсона"
Коллаж с Енотом из Херсона. © Telegram-канал "Енот из Херсона"

Заканчивала поделку уже самостоятельно — в конце ноября сын ушел в армию.

Возвращено отправителю

Доставку посланий с началом спецоперации взяли на себя волонтеры. Однако чтобы привезти адресное письмо, им нужно знать, где находится боец. Часто такой информации у родственников нет.

Москвичка Вероника знала лишь номер воинской части, где служит ее молодой человек.

"Он назвал примерное направление, а в каком лесу там сидит и как его найти — сказать не может, — говорит девушка. — Телефон включается на определенное время, перезвонить не удается. Волонтеры рады бы помочь, но с таким объемом информации — не могут".
Военнослужащий морской пехоты Черноморского флота читает письмо на боевой позиции на Херсонском направлении. © РИА Новости / Константин Михальчевский
Военнослужащий морской пехоты Черноморского флота читает письмо на боевой позиции на Херсонском направлении. © РИА Новости / Константин Михальчевский

Тогда просто стала писать письмо, надеясь, что когда-нибудь оно дойдет до адресата.

"Мы всегда разговаривали обо всем подряд каждый день, — объясняет Вероника. — Чтобы было легче, я начала записывать на бумагу все, что хотела ему сказать, чем поделиться. Вышло несколько страниц А4 — убористым почерком, с двух сторон. Там и мысли, и житейские истории".

В начале декабря, после многочисленных просьб родственников мобилизованных, Минобороны запустило полевую почту. Задачи по доставке поделили между собой Почта России и сеть отделений Фельдъегерско-почтовой связи (ФПС).

Как объяснил начальник управления ФПС Главного управления связи Вооруженных сил России полковник Андрей Прикня, чтобы отправить письмо, достаточно принести его в ближайшее отделение Почты России и указать адрес: 103400, город Москва-400, номер войсковой части.

Военнослужащий морской пехоты Черноморского флота держит в руках письмо на боевой позиции на Херсонском направлении. © РИА Новости / Константин Михальчевский
Военнослужащий морской пехоты Черноморского флота держит в руках письмо на боевой позиции на Херсонском направлении. © РИА Новости / Константин Михальчевский

Вероника сразу собрала посылку: тушенку, быструю лапшу, конфеты. Несколько дней бандероль каталась по сортировочным центрам, а затем появился статус "возвращение отправителю".

На горячей линии помочь не смогли — просили ждать, когда отправление вернется, и лишь после этого разбираться в причинах. Спустя несколько дней все же ответили: ошибка оператора.

"В почтовом отделении предложили воспользоваться экспресс-доставкой ЕМС. Но оказалось, что в зону проведения СВО можно отправлять исключительно обычную посылку без уведомлений и объявления ценности, — объясняет девушка. — В итоге она не только не дошла до центра, но и ко мне не вернулась".

Вероника собрала еще одну посылку. Письмо на всякий случай решила отправить отдельно.

"Активно поступают обращения от граждан"

Как отмечают волонтеры, которые регулярно доставляют письма и гуманитарные грузы, пока в системе есть сбои. Например, военкоматы могут не знать, где именно находится боец. Или отказываются сообщать близким номер части, считая информацию секретной.

Кроме того, нет пока слаженного взаимодействия между гражданскими и военными почтальонами. Почта России доставляет посылки лишь до отделения по адресу воинской части. В зону СВО они попадают уже по сети ФПС. Когда придет военный почтальон — никто не знает. Принес ли письмо — тоже. Узнать о судьбе отправления можно лишь от самого адресата. Замкнутый круг.

Один из рисунков от детей в кабине бронепоезда "Амур" на Херсонском направлении. © РИА Новости / Евгений Биятов
Один из рисунков от детей в кабине бронепоезда "Амур" на Херсонском направлении. © РИА Новости / Евгений Биятов

Сложности с полевой почтой отмечают и в Госдуме. "Активно поступают обращения от граждан. Многие справедливо называют эту работу провалом. Считаю необходимым лично взять эту ситуацию на контроль", — заявлял руководитель фракции "Справедливая Россия — За правду" Сергей Миронов.

РИА Новости направило вопросы о проблемах с доставкой посылок в Главное управление связи Вооруженных сил России. На момент публикации ответ не поступил.

Помогать бойцам и их родственникам по-прежнему стараются волонтеры. Например, доставку писем организуют в ООД "Ветераны России". Все послания, в том числе адресованные персонально военнослужащим или добровольцам, обещают передать по линии Министерства обороны.