Столбик термометра за окном опускается ниже десяти градусов мороза – и на улицы Петербурга выезжает ночной патруль «ЛизаАлерт», чтобы тот, кто нуждается в помощи в холодные ночи, не остался один на один со своей бедой.
О том, кому и как помогают ночные патрульные отряда, рассказывает поисковик Евгений (позывной – Эмир):
— Новая зима. Новый снег. Новый мороз. Близится Новый год, кое-где в окнах уже светятся ёлки и гирлянды, город живет приближением праздника. А в «тревожке» – сообщение о начале сезона ночных патрулей. Всё знакомо и привычно. Плюсую на ближайшую ночь, в чате собирается экипаж, договариваемся о месте и времени сбора.
Главная задача – при необходимости оказать помощь людям, оказавшимся на улице в морозную ночь. Своими силами или с привлечением специальных служб. В первую очередь обращаем внимание на пожилых людей, инвалидов, детей. В подавляющем большинстве в это время все они должны находиться дома, а не на холодной улице. Каждый человек, которому мы помогаем, – это потенциально не состоявшиеся несчастный случай или дальнейший полноценный поиск.
К полуночи собираю дежурный рюкзачок, не забывая про термос с кофе, и выезжаю за своими попутчиками. Подхватываю одного, второго, отписываемся в чат о начале патрулирования, там же узнаем, кто сегодня дежурные диспетчеры, и стартуем. С членами экипажа всегда по-разному: с кем-то уже знаком по прошлым поискам или патрулям, кого-то видишь в первый раз. Новички погружаются в работу отряда, набираются опыта. Удобно, что наш экипаж в одном районе. Встречаемся, распределяемся по сторонам наблюдения – один смотрит слева по пути движения, второй справа. Водитель – как придется, ему важно не отвлекаться от дороги.
Район большой, около миллиона жителей – масштаб немаленького города. Наших скромных сил хватит только на то, чтобы объехать основные улицы, станции метро, территории, прилегающие к торговым центрам, круглосуточным магазинам. То есть, те места, куда тянется народ ночью. Неспешно едем, число людей на улицах падает – как и температура за бортом. Вглядываемся в пустоту ночных улиц. Вот одиноко идущий бодрой походкой человек – в помощи он явно не нуждается. Среди тех, кто ещё находится на улице, таких большинство. Но где-то там, в темноте, есть человек, ради которого в ночь выехали добровольцы. Только бы не пропустить его! Километр за километром, улица за улицей, фигура за фигурой. Выходные дни, часть прохожих в «приподнятом» настроении. Не основной наш контингент, но, если необходимо, помогаем и им.
Вот компания из трёх молодых людей. Издалека кажется, что они дерутся и кто-то даже падает. Но, подъехав ближе, слышим хохот и весёлые крики. Ничего криминального, не мешаем отдыхать, едем дальше. Одновременно разговариваем о том, о сём. Кто и когда пришёл в отряд, вспоминаем весёлые истории с поисков и просто из жизни. У каждого добровольца их наберётся немало. По пути следования видим пожилого человека, вглядываемся повнимательнее. Вроде в помощи не нуждается. Тут подъезжает такси, человек садится. Значит, и здесь всё хорошо.
Мониторим чат, где экипажи, патрулирующие в разных районах города, отписываются о встреченных ими людях, которым нужна помощь. Один из экипажей явно лидирует по количеству людей с изменённым сознанием, вызовам скорой помощи и нарядов полиции.
Различаем тёмную фигуру, прислонившуюся к водосточной трубе. В руках у человека гармонь. Даже со стороны видно, что он устал и изрядно замерз. Подходим, интересуемся, как состояние. Гармонист отвечает, что такси высадило его не по нужному адресу. А надо ему на 5 км дальше по этой же улице. Медицинская помощь не требуется, но на улице холодает – принимаем решение довезти до дома. Человек садится в машину, всё так же прижимая к груди гармошку. Ехать недолго. Спрашивает, зачем какие-то люди помогают ему посреди ночи. Объясняем, что такое «ЛизаАлерт» и для чего всё это. Чтобы не уснул в тёплой машине, предлагаю ему спеть под гармонь – и нам веселее. Спеть, говорит, могу, играть – нет, мороз на улице – меха гармони испортятся. Бережёт. Так что напевает нам а-капелла. Доезжаем до его дома. Ждём, пока он дойдёт до подъезда, и возвращаемся на маршрут.
Остаток ночи проходит без происшествий. Редкие фигуры движутся по пустым улицам тёмного мегаполиса. Хорошо, что наша помощь больше никому не понадобилась. Но и почувствовать себя героями не удалось. Карта района на экране телефона густо заполнена синей лентой трека. Скоро рассвет. Одометр отмотал ещё 86 км жизни в отряде…