Сегодня поговорим об одном из старейших маршрутов, связывавших Красноармейский и Кировский районы Волгограда.
История маршрута № 15 тянется с конца 1950-х годов.
До середины 1960-х годов маршрут связывал Сталинградскую ГРЭС с сталепроволочно-канатным заводом в Заканалье, через Химгородок по улицам Лазоревой, Латвийской, минуя автовокзал Южный. Тем самым маршрут обеспечивал стыковку с автобусами маршрута № 2.
Далее к середине 1960-х маршрут продлили от канатного завода по улице Джека Лондона до мачтозавода.
В конце 1960-х маршрут № 15 разделяется на два. Один из них под № 15 работает в границах «Химзавод — Мачтозавод», а второй под № 15а «Вторчермет — Мачтозавод».
На схеме городского транспорта 1979 года маршрут под № 15а уже отсутствует, а маршрут № 15 указан в границах «Улица Хлебная — Посёлок Татьянка». Связано это с тем, что указывать предприятия стратегического значения (а химзавод с его производствами таким являлся) на карте не приветствовалось.
На схеме городского транспорта 1988 года маршрут подписан «Улица Заводская — Посёлок Татьянка», хотя фактически никаких изменений не производилось.
Стоит отметить, что временем маршрут № 15 был переведён с улицы Латвийской на путепровод через железнодорожные пути в районе станции Сарепта.
В 1990-х происходит крах мачтозавода, а в дальнейшем в связи с отсутствием необходимости фактическое движение маршрута № 15 продолжается до шпалозавода. Также маршрут перестаёт следовать через Химгородок. Вместо этого от химзавода автобусы следуют по улице Химзаводской до Весёлой Балки и далее по маршруту.
При этом даже в реестре маршрутов на 2003 год маршрут сохраняется с полной трассой.
Фактически же движение в 2000-х годах осуществлялось несколько по иной схеме. Маршрутные указатели не менялись, конечной указывался мачтозавод.
Обслуживанием маршрута № 15 занималась волгоградская автоколонна № 1208. В ранний период на маршруте использовались автобусы ЛАЗ-695, а позднее на смену им пришли ЛиАЗ-677.
В 2006 году в Волгограде была проведена реформа транспортного обслуживания. На базе областных ПАТП № 1 и ПАТП № 7 образовано единое муниципальное волгоградское ПАТП № 7, получившее в пользование все муниципальные автобусные маршруты Волгограда, включая маршрут № 15. После передачи маршрут наконец-то официально изменяет свою трассу (вернее легализуется то, что фактически и было в последнее время), но вместе с тем и номер. ВПАТП-7 начинает работу маршрута № 15а «Химзавод — Шпалозавод».
После передачи маршрута в ВПАТП № 7, на маршруте становится обычным делом видеть не только ЛиАЗ-677, но и ЛиАЗ-5256...
...или Волжанин-5270.
На смену старым ЛиАЗ-5256 в 2008 году пришли новые.
А в 2010 году поступили и новые Волжанин-5270.
На маршруте № 15а продолжали использоваться автобусы большого класса вплоть до отмены с начала 2012 года.
В 2000-х годах маршрут № 15а работал лишь по будням с одним автобусом на линии. Завод «Химпром» медленно угасал, к тому же большую часть трассы маршрута (и самую богатую пассажирами) от химзавода до кинотеатра «Юбилейный» дублировал маршрут автобуса № 78. Исчезновение маршрута № 15 прошло незаметно в новогодние праздники.
В настоящее время полный аналог маршрута за ненадобностью отсутствует. От кинотеатра «Юбилейный» до поворота на Химзавод есть маршрут автобуса № 55 и маршрутного такси № 29с. До остановки Шпалозавод маршрутное движение отсутствует, а от ближайшей, расположенной в полукилометре, остановки 2-е проходные ВСПКЗ отходят маршруты автобусов № 104, № 104д, № 114.
Спасибо за внимание.
------------
P.S. Разыскиваются фото с автобусами Сталинграда-Волгограда вплоть до конца 1990х годов. Возможно, у кого-то работали в ПАТП родственники, а в семейном архиве остались фото, которыми захочется поделиться.