Эта система организации хранения сейчас выглядит весьма архаично. И часто критикуется, как отжившая свое. Но на самом деле у нее давняя история. И кто знает, может когда-нибудь вернется этот предмет мебели. Ведь функциональности ему не занимать.
Я уже писала материал на эту тему, но в виде поста, который живет всего три дня. Поэтому решила дополнить эту информацию.
Если погуглить, кто придумал мебельную стенку, то интернет предложит вариант с французским происхождением и автором называют Поля Кадовица. Однако это вовсе не так. Для французской эстетики это слишком функциональный предмет.
Я решила поискать корни в Германии, ведь немецкие дизайнеры и архитекторы больше всего ратовали за соответствие формы функциональности предмета. И не ошиблась. Автором мебельной стенки можно считать Пауля Бруно.
Невероятно талантливый художник, архитектор, дизайнер, преподаватель, один из основателей Венских мастерских, он оказал влияние на многих именитых модернистов начала века.
На фотографии 1907 года можно увидеть интерьер дома в Берлине, где уже стоит мебельная стенка. Она отражает эстетику того времени и отличается от стенок 70-х годов, но тем не менее архитектор Пауль Бруно соединил в единую линию фасадов закрытые шкафы и нишу-комод.
За свою карьеру Пауль Бруно спроектировал более 2000 моделей мебели. Но ратовал за типовую мебель. Он хотел, чтобы его Typenmöbel была универсальной и гибкой в использовании, чтобы из различных готовых моделей можно было составить любое количество различных групп, но в едином ансамбле. Для этого он разработал стандартные типоразмеры.
А предназначена была эта мебель для немецкого среднего класса, которые могли обставлять свои дома и квартиры, но не могли заказывать индивидуальные модели, чтобы "не как у всех".
В 1935 году модели его серии под названием "Растущее жилье" начали выпускать промышленным образом. И производили их вплоть до середины 50-х годов. Смысл был в том, чтобы владельцы могли по мере потребности докупать те или иные предметы, при этом они не выбивались бы из общего дизайна.
В 1945 году аналогичные шкафы разной функциональности проектировал тот самый француз Поль Кадовиц. Правда, они были более легкими, фактически это стеллажи, но выглядели более современными.
В 50-х годах над мебельными стенками экспериментировали и шведские дизайнеры в только появившемся концерне Икея.
В послевоенные годы для всей Европы стала актуальна тема жилищного дефицита. Стремительно росли города и необходимо было быстрое типовое жилье. Спрос был большим. Создавать индивидуальную мебель уникального дизайна для каждой семьи было попросту нереально. Вот и появлялась типовая мебель, выпущенная огромными партиями. К тому же квартиры не были такими большими, и в одной комнате была и столовая и гостиная и даже спальная зоны. Поэтому системы хранения должны были сочетать не только книжные и одежные шкафы, но серванты с открытыми витринами.
А еще практически все мебельные фабрики социалистических стран выпускали мебельные стенки, они отлично вписались в типовое панельное жилье, которое строили в этих государствах. Поэтому и кажется, что это сугубо советское изобретение, но это не так, они были по всей Европе, но в соцстранах особенно массово.
Но тому, как они стали выглядеть в 70-х, мы обязаны дизайнеру из ГДР Рудольфу Хорну.
Он разделил стенку на горизонтальные модули. Фактически шкаф состоял из 3 уровней. Нижний, как правило, закрытый, средний - с открытыми полками или нишами для техники: проигрывателей, телевизоров, винных баров. И верхним ярусом были антресоли. Хорн спроектировал 12 разных блоков. По его представлению, покупатели должны были сами выбирать блоки и составлять из них необходимые им модули.
Правда в производство пошло только 6, но и с ними, идея сработала. Мебельные стенки до сих пор стоят в некоторых квартирах. Даже изготовленные из ДСП, но зачастую они были шпонированы орехом, дубом или даже разновидностями красного дерева.
Безусловно, в современном интерьере изменилась общая парадигма систем хранения: появились отдельные гардеробы, или встроенные шкафы, кроме того, на смену печатным книгам пришли электронные. Многое стало иначе. Но в 20-веке мебельная стенка была незаменима, и помогла многим семьям организовать функциональный интерьер.