«Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция...»
О, это давняя русская традиция, и наши предки всегда любили баню и очищали себя хотя бы раз в неделю регулярно.
Периодически в сети я вижу дискуссии по поводу чистоплотности в Европе. Принято считать, что с падением Римской империи в Европе забыли, как делать мыло, и забросили обычай мыться. В общем, «церковь запрещала мыться, так как нагота — грех».
Это преувеличение.
Даже в раннесредневековой Германии, где никаких римских традиций никогда не было, слово «баня» встречается - в Баварской правде VIII века. И не только там. Были общественные купальни, где мылись и мужчины, и женщины — ведь представление о недопустимости наготы в общественных местах, приписываемое церкви, на самом деле возникли в Европе только в XIX веке.
Про туалеты «унисекс» (так можно говорить?), как я понимаю, можно вообще не упоминать.
В Париже еще в XIII веке число общественных купален исчислялось десятками, а британский энциклопедист XII век Александр Неккам писал, что просыпался по утрам от слишком громких криков банщиков, зазывавших людей в свои заведения. Единственное, что серьезно смущало церковь в этих местах, — то, что их часто использовали несколько не по назначению.
А когда чумные пандемии резко повысили интерес к медицине: вся Европа осознала важность этой науки; тогда врачи выдвинули гипотезу, что миазмы (видимо, это микробы), исходящие от земли, вызывают болезни. А мытье, расширяющее поры организма, сильно облегчает миазмам путь внутрь организма. Вердикт: все эти общественные купальни и бани не повышают шансы выжить и даже вызывают…эээ… срамные болезни.
Эразм Роттердамский, известный европейский философ, ученый и гуманист Северного Возрождения учил современников: «Нет ничего более опасного, чем когда многие подвергают себя действию одного и того же пара, особенно когда их тела открыты жару...»
Казалось логичным, что если болезни переносятся миазмами или «мельчайшими организмами, плавающими в воздухе», то пар (или газ) этот процесс ускоряет.
Про то, что высокая температура убивает микробов, еще никто тогда не знал! К тому же, по мнению философа, многие посетители таких мест «страдают инфекционными заболеваниями».
Именно поэтому обычай посещать бани стремительно теряет популярность.
В итоге, к Новому времени еще недавно регулярно мывшиеся европейцы часто вообще перестали делать это — врачи не советуют! Учитывая, что другие рекомендации врачей того времени (например, строгий карантин во время лондонской Великой чумы XVII века) явно работали, то и к этим прислушивались.
Но, конечно же, эти варвары-русы остались в стороне от столбовой дороги прогресса.
В конце XVI века некий просвещенный европеец, ученый выпускник Кембриджа, посланный с дипломатической миссией в варварскую страну, укоряет русских за незнание элементарных истин о вреде бань: «они ходят два или три раза в неделю в баню... кожа от холода и жара изменяется и сморщивается... По моему мнению, это происходит от того, что они постоянно сидят в жарких покоях, занимаются топкой бань и печей и часто парятся.»
Вот так европейский разум одержал победу над темными силам и лишь в границах распространения западной цивилизации.
Хотя и там находились отдельные отсталые личности, штрейкбрехеры, так сказать, европейской борьбы с миазмам
Например, жена крупного лондонского чиновника и автора знаменитого дневника о повседневной жизни лондонцев после брака отказала мужу в близости пока тот, наконец-то не помоется. Какой женское коварство! Конечно, супруг согласился не сразу. Но потерпев три дня, сдался и подверг свое здоровье риску атаки через «открывшиеся поры». Учитывая, что в своем дневнике он потом этот эпизод своей жизни оставил потомкам, мы можем предположить, что реакция его жены была весьма нетипичной для того времени.
Ошибочная теория миазмов на пару столетий действительно сделала жизнь европейцев почти такой же смердящей, как ее описал Патрик Зюскинд в своем «Парфюмере».
Рассматривая портреты, на которых запечатлены дамы, жившие в XV – XVI веке, замечаешь в руках у многих то ли маленького пушистого зверька, то ли аксессуар из меха. И возникает закономерный вопрос, что это - любовь к домашним животным или веяние моды. На самом деле в руках у красавиц из прошлого блохоловка, защищающая их от прыгающих миазмов..
Многие дамы вместо воротников вообще предпочитали носить с собой маленьких зверьков.
Зачем?
Я тоже не знала, что хорьки, собачки или горностаи выступали в качестве защитников своих хозяев от прыгающих насекомых. Зверьки их ловили и сгрызали. Историки моды считают, что этот факт стал родоначальником современной моды носить с собой карманных собачек.
На Руси модницы тоже страдали от прыгающих насекомых. Парики и пышные платья редко стирались, что и стало причиной поголовного поражения блохами. Причем страдали от насекомых не только состоятельные дамы, и в более бедных домах можно было заметить маленьких собачек в постели вместе с хозяйкой. Проблемы микробов-миазмов их вряд ли волновали, а вот укусы блох…
Отвлеклась на модниц блохастого века.
Чумных пандемии пугали всех. Может, дело в том, что не было канализации? Но в том же русском Новгороде еще до чумы XIV века существовала развитая канализационная сеть с закрытыми трубами. Тем не менее, болезнь не обошла этот город, потому что на север она шла в основном в легочной форме — от человека к человеку.
Но в любом случае, новые знания и прогресс в развитии медицины заставили Лондон и Париж во второй половине XIX века бороться с «миазмами» созданием эффективных канализационных систем, и люди смогли ходить по улицам, не зажимая носы.
И это не может не радовать…
А почему бы собственно 31 декабря не сходить в баню?