Найти тему

Советский «Горыныч». Ретроспектива

Добрый день уважаемый читатель. Последние дни зима радует "прекрасной" погодой: мокрый снег, а временами и ледяной дождь, каша на дорогах, гололёд и все вытекающие последствия. Для автомобилистов и пешеходов это досадное неудобство, а для аэропорта серьезное итспытание. Многие вынуждены закрываться, самолеты уходят на запасной аэродром или отправляются в зоны ожидания пока службы аэропорта готовят (чистят, сушат ) для безопасного использования ВПП согласно нормативам. Очистку покрытий и других элементов летного поля от атмосферных осадков выполняют специальными аэродромно-уборочными машинами.

По этому случаю я решил сделать небольшую ретроспективу советских газоструйная машина. В народе их прозвали «Горыныч».

01.Первым советским "Горынычем" можно считать симбиоз снегопогрузчика Т-105 и двигатель ВК-1. Эту машину собрали в 1957 году под обозначением ТМ-57.

02. В 1959 годом на Минском завод «Ударник» преступили к серийному выпуску ТМ-59 той же конструкции что и ее предшественник.

-2

ТМ-59 оказалась на столько удачной, а большое количество списанных двигателей ВК-1 позволили наладить производство подобных машин на разных шасси на пример на базе трактора Т‑155К

-3

03. ДЭ-229 машина выпущена в 1978 году на НПО «Дормаш» в Минске. За основу был взят одноосный тягач МоАЗ-546П на который установли два газотурбинных двигателя Д-20П от Ту-124 и огромный 10 тонн бак для авиационного топлива.

04. УГМ-2Д20П - на базе МАЗ-543 установили два двигателя Д-20П. получился вот такой монстр в единичном экземпляре. Применялся в Саратовском аэропорту с 1978 года и до середины 90-х.

-5

05. АИСТ-10 газоструйный снегоочиститель на базе МАЗ-537 с авиадвигателем РД-3М-500. Построили в Казани. От снега он мог расчистить путь шириной 80 м.

-6

06. АИСТ-5ТМ на шасси КрАЗ-63221 и двигатель ВК-1

-7

07. Более современные модификация ТМГ-3А-01 тепловая тележка и Урал-4320

Были и такие ветровые машины с холодным потоком воздуха.

08. ВМВ-3 экспериментальный агрегат представляла собой специальный полуприцеп с установленными соосно двумя турбовинтовыми авиадвигателями АИ-20.

-9

09. Ветровая машина с двигателем АШ-62 на базе КРАЗ 255Б

-10

Тепловым методом не только очищали поверхность ВПП но и применяли для удаления обледенения с обшивки самолетов.

Многие из них изготавливались силами и средствами авиапредприятий гражданской авиации.

-11

10. Аэродромная тепловая машина на шасси МАЗ-500 м двигатель ВК-1

11. Машина УПМ-1 на шасси ЗИЛ-130Г и авиационный турбореактивный двигатель М-701. Разработана в 1980 году на опытном заводе №85 ГА. Строилась серийно.

-13