В этом году я решил перечитать весь цикл про Каменскую, и не осилил. Сюжеты 90х, прочитанные не один и не два раза проглотил с ностальгическим удовольствием. Последние книги уже буквально пролистывал, потому что ощущалась какая-то вторичность всего (а там, где про кота, камень и какую-то птицу просто забросил). В какой-то момент я стал считать любимые слова Марининой, и когда кто-нибудь "взрывался" я аплодировал. Это было куда интересней, чем затягиваться в новые сюжеты, честное слово.
А тут вдруг появилась книга про раннюю Каменскую. Образца начала 80х годов (честно сказать, искал как раз книги про какой-нибудь сюжетный совбыт) - смерть Брежнева, дефицит и очередь, ну в общем все то, по чему модно вспоминать с ностальгией. Давайте попробуем!
Спойлер - в этой книге никто не взорвался.
Спойлер - если не знать кто автор, то можно понять кто автор (уж простите, как вышло так вышло), даже без имен главных героев - Каменской, ее отчима с прочей семьей, и Колобка-Гордеева. Слишком много стонов и жалоб на запреты, несправедливость системы и прочие мужские игры... но об этом попозже.
О чем книга?
На просторах нашей необъятной происходят убийства подростков, по типажу из "околозолотой молодежи". В режиме тотальной секретности (в СССР не было наркоманов, убийц и вообще - коммунизм на пороге, о чем речь?) и ограниченной информации, гений сыска, он же по совместительству и отчим Анастасии Каменской пытается понять, есть тут серия или нет. И что делать в обоих случаях - потому что первый невозможен в рамках одной отдельной социалистической страны. А во втором - нет серии, нет никаких зацепок и понимания как и кого ловить.
В это неспокойное время в рамках небольшого коллектива так или иначе знакомых между собой людей происходят два глобальных события: умирает очередной генсек и бесследно пропадают два подростка во время большого застолья этого самого коллектива. Дергаются ниточки "знакомых повыше", поиск запускается, появляются уже знакомые нам герои - Гордеев...
И вот тут приходят любимые марининские персонажи из цикла "мужские игры". Плохой начальник Гордеева, у которого своя игра со своим подчиненным. КГБшник, ОБХССник, которые не хотят найти пропавших детей, а хотят чего-то другого: один - прижать торгашей, другой - обезвредить инакомыслящих. И те и те при этом хорошенько вставляют толстые палки в колеса следователей - и именно это становится, по моему мнению, основной составляющей этой книги. Через свои книги Александра Маринина делится этой болью с нами уже на протяжении многих лет, хотя эта тема превосходно и полностью раскрыта в "Мужских играх", на мой взгляд. Не про это хотелось бы читать в детективах, ну - или хотя бы не только про это.
Если говорить про особенности персонажей Александры Марининой, то - как обычно - причины поведения находятся в прошлом. Психологический надлом во время чтения кажется насколько очевидным, настолько притянутым после небольших размышлений. Месть своим демонам - где-то я такое уже видел, читал (и осуждал).
Подытожим
Я искал что-то про советские реалии. Немного я это получил, визуализировать некоторые моменты получилось - и это зачет. Но именно что немного.
Интересно было про раннюю Каменскую. А вот тут разочаровашка - этот персонаж, кажется, не менялся уже лет 40. Анастасия в 22 года такая же рефлексирующая, неуверенная, знающая-свое-место замухрышка, что и в более ранних произведениях про более позднюю героиню. Вообще, ее присутствие здесь - то ли дань уважению Каменской как герою, то ли просто способ привлечения читателей, кто хотел еще немного вкусить классической Анастасии. Но ее присутствие здесь вообще необязательно и будто даже лишнее.
Преступления и наказания - их тут несколько, и где-то зачет, а где-то незачет.
Поведение детей... как бы тут обойтись без спойлеров... кажется - никак.
Оценка 3/5.