Бывший генерал-лейтенант Русской армии Карл Густав Эмиль Маннергейм в революционный период не поддержал российские красные или белые силы. Он выбрал Финляндию.
В этой новой стране Маннергейм находился в своеобразном положении: он то становился влиятельным лицом (командующим в 1918 году, регентом, главнокомандующим в период Советско-финской, командующим в период 1941 — 1944 гг., президентом), то «отступал в тень», даже выезжал за пределы Финляндии.
Так произошло и в 1946 году, когда Карл Маннергейм покинул пост президента Финляндии (которым он стал в 1944 году) и уехал в Швейцарию, писать мемуары. Он избежал судебного преследования, причем многие современники и исследователи полагали, что такое было возможно только с ведома и «разрешения» самого И. В. Сталина.
Тогда как многие другие финские военные преступники (включая Ристо Хейкки Рюти, президента Финляндии в 1940 — 1944 гг.) предстали перед судом и были осуждены.
Между прочим, Маннергейм — фигура в отечественной истории довольно зловещая, особенно для жителей Ленинграда, нынешнего Санкт-Петербурга. Маннергейм мечтал создать «Великую Финляндию», включив в неё советские территории. Его войска замкнули Блокаду в 1941 году с севера. Они же захватили многие советские территории, которые исторически никогда не входили в состав Финляндии (к примеру, основанный Петром Великим Петрозаводск). Финны совершили немало военных преступлений.
Тем не менее, лично Карл Густав Маннергейм не был осужден. И потому его почитают как в Финляндии, так и некоторые круги в России (знаменитая история с почетной доской Маннергейму, котрую перенесли из Санкт-Петербурга в Царское Село только после общественного возмущения). Ну а что, ведь не был осужден...
Появились и наивные легенды о том, что И. В. Сталин якобы уважал Маннергейма за его «царское прошлое». Но лично мне Иосиф Виссарионович никогда не казался сентиментальным человеком, он был суровым прагматиком. Более того, в глазах бывшего революционера «офицерское имперское прошлое» явно не могло быть заслуживающим уважения само по себе. И конечно же, И. В. Сталин прекрасно знал о личной ответственности Маннергейма за поведение финских войск. Так в чем же дело?
А дело в том, что Маннергейм фактически добровольно стал временно «исполнителем советских требований». Человеком, который стал сотрудничать с Советским Союзом после 1944 года.
«Наиболее отчетливо новая тенденция проявилась у маршала в январе 1945 года. Тогда Маннергейм лично предложил советскому руководству заключить договор, который представлял собой соглашение о военно-политическом союзе двух государств. То есть то, к чему СССР безуспешно стремился в отношениях с Финляндией начиная со второй половины 1930-х годов.
На переговорах с А. А. Ждановым, проходивших в Хельсинки два дня, 18 и 22 января, Маннергейм письменно, собственноручно, на русском языке вывел первую статью предлагаемого договора...» (с) В. Н. Барышников. Маннергейм и Советский Союз.
То есть Маннергейм, в отличие от многих других финских политиков (вроде упомянутого Ристо Рюти), поменял свои стремления на 180 градусов и решил «дружить с СССР». Разумеется, не по доброй воле, но ввиду успешных действий Красной Армии. Однако, его «добровольное сотрудничество» оказалось крайне полезным.
Именно Маннергейм согласился на советские условия, которые в будущем станут основой договора «о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи сторон» 1948 года. Этот договор продержался несколько десятилетий.
Местные финские коммунисты внезапно активно поддержали новую политику Маннергейма. Да-да, когда президентом стал Маннергейм, в 1944 году, внезапно в Финляндии появились коммунисты. Один из них стал министром внутренних дел в 1945 году! Звали этого человека Юрьё Лейно, и он заявил, что Маннергейм «вывел Финляндию из войны», то есть проявил здравый смысл. А значит, его следует «оставить в стороне». То есть фактически Маннергейм легализовал коммунистов в Финляндии.
При Маннергейме-президенте финны стали противниками немцев (хотя Лапландская война имела скорее локальное значение, но все же), именно при Карле Густаве готовился и судебный процесс над финскими военно-политическими преступниками.
Пользуясь своим действительно весомым авторитетом, Маннергейм распустил правые организации, включая знаменитый шюцкор. Московское перемирие 1944 года тоже заключали «доверенные лица» Маннергейма, пойдя советской стороне на уступки.
Ну а далее... «мавр сделал свое дело, мавр может уходить». По воспоминаниям советского резидента разведки Е. Т. Синицына, И. В. Сталин в этой ситуации исходил из сугубо прагматических соображений:
«Во время суда Маннергейм неизбежно будет неоднократно упоминаться как повинный в приказах по армии и за сговор с немцами о вступлении Финляндии в войну на стороне фашистской Германии. Тогда народ Финляндии примет отставку Маннергейма с облегчением...» (с) слова И. В. Сталина по воспоминаниям Е. Т. Синицына / Резидент свидетельствует.
То есть фактически Карл Густав Маннергейм стал «добровольно сотрудничать» с Советским Союзом, за что получил возможность избежать наказания. Тем не менее, свою власть он быстро потерял: новым президентом стал Юхо Кусти Паасикиви, который очень много внимания уделил именно налаживанию отношений с СССР.
Разумеется, выгодные для СССР действия не способны оправдать Маннергейма, его иные поступки. Но реальную политическую ситуацию нужно понимать именно так: финский маршал избежал наказания не из-за «сентиментальности Сталина», но из-за того, что оказался очень полезным деятелем в нужный исторический момент...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.