Нет ничего более банального и предсказуемого, чем путешествия по пакетным турам... а, стоп, я все перепутала. С некоторых пор любое путешествие несет риски и фактор неопределенности - удастся ли вернуться вовремя, или придется застрять на неопределенное время? А может, самому искать варианты выезда, да еще и покупать билеты за свой счет?
Ситуация с туристами в Шарме в декабре 2020 тоже попала в копилку "вышедших из-под контроля".
Коротко напомню (хотя, наверное, все и так в курсе) - Иордания сделала ход конем, запретив перелет над своей территорией российским самолетам с двойной регистрацией. Им вдруг резко потребовалась британская страховка вместо российской, но получить нужный документ в условиях санкций у наших перевозчиков нет шансов.
Больше всех пострадали пассажиры 3 рейсов, которые долго сидели во Внуково, но так и не смогли вылететь в Шарм и Хургаду 15-16 декабря (около 500 человек). Это клиенты Тез тура (а/к iFly). Из-за отсутствия самолетов уже отдохнувшие в Шарме туристы не смогли вернуться домой (а это еще сотни человек).
Ситуация затронула три авиакомпании - iFly (возит туристов Тез Тура), Nordwind (возит туристов Пегаса) и еще некий Икар (тоже кого-то возит, но, видимо, редко, потому что в этих разборках практически не фигурирует).
Тез-туровский перевозчик придумал лететь через Сирию, но идея оказалась неудачной.
12 декабря iFly подали заявку на изменение маршрута в Федеральное Агентство Воздушного транспорта, и новый маршрут над Сирией был согласован 14 декабря. Но потом что-то пошло не так, и полетные программы отклонили.
Вечером 15 декабря, по прошествии суток, на сайте Федерального агентства воздушного транспорта было опубликовано информационное сообщение, которое содержит дополнительные требования к авиакомпании iFly по проведению анализа рекомендаций, содержащихся в документах ICAO для использования воздушного пространства Сирии при выполнении рейсов в Египет. На текущий момент авиакомпания готовит запрашиваемые документы с целью удовлетворения требований ФАВТ, связанных с безопасностью полетов. - выдержка из официального пресс-релиза.
Росавиация прокомментировала свое решение так:
"Авиакомпанией был представлен пакет документов об оценке рисков для полетов гражданских воздушных судов вблизи региона, где существует серьезный риск для безопасности международных полетов. Специалистами Росавиации отмечены существенные недостатки в документах, о чем руководитель авиакомпании был проинформирован"
Хоть я сильно не люблю Пегас со времен моей работы в туризме (есть за что), в этой ситуации они проявили себя вполне достойно, придумав ход с посадкой в Анталье (при условии такой посадки можно лететь через Турцию). Да, лишняя посадка - как корове пятая нога, но тут уж выбирать не приходится. Это гораздо лучше, чем сутками мариновать туристов в аэропорту.
Недавно я писала про Пегас и его проблемы на египетском направлении, в том числе упоминала их странный маршрут с посадкой в Анталье. И еще тогда удивлялась, зачем же они таким непонятным путем летят в Египет.
То есть уже в начале декабря было известно о требованиях иорданской стороны, но СМИ об этом молчали. И стали наперебой писать только тогда, когда тез-туровские туристы начали жаловаться на задержку в аэропорту.
Людям никто не сообщил о проблемах на этом направлении. Они приехали во Внуково и узнали, что рейс отложен, а потом - еще и еще. Перевозчик до последнего согласовывал новый маршрут с Росавиацией, рассчитывая, что людей удастся отправить хотя бы 16 декабря.
В итоге ничего так и не согласовали, а туристов распустили по домам, пообещав вернуть деньги за сгоревшие туры. И сделали тайм-аут до 19 декабря, чтобы за это время разобраться с новым маршрутом. Всем, у кого были куплены туры с вылетом в эти дни, представители Тез Тура предложили заполнить заявку на возврат денег.
В Росавиации подтвердили, что маршрут над Сирией теоретически возможен, но с ним не все так просто: перевозчику придется подготовить дополнительные документы и получить все нужные согласования, а это время. Пока пассажиров предлагают пересадить на рейсы других авиакомпаний.
В переводе с чиновничьего языка на человеческий это, видимо, означает, что они боятся разрешать перелеты над Сирией: никто не хочет брать на себя такую ответственность. Поэтому будут до последнего страховаться и требовать все новые бумаги.
Застрявших в Египте туристов разместили по отелям
За эти дни сделали график их вылета из Египта. Людей должны вывезти с 18 по 21 декабря, всего понадобится примерно 15 рейсов. Первые самолеты RedWings с застрявшими туристами уже благополучно приземлились в России.
Тем, кто спешил домой, предлагали самим купить новые билеты, а потом потребовать у а/к компенсации. Но большого отклика у туристов это не нашло, в основном люди предпочли остаться в отеле и дождаться организованного выезда.
Появился официальный комментарий МИД, по ссылке.
В целом туристы довольны тем, как все было организовано в Египте.
"Никаких денег, всё бесплатно, всё хорошо было организовано."
«Нас сразу же переселили. Мы два дня были в одном отеле и один в другом. Потом рейс переносили. Мне кажется, что раз пять переносили рейс. У нас были собрания с гидом два раза в день. В 4 часа вчера нам сказали, что мы собираемся и едем домой. И мы дома»
Забавно, как по-разному люди реагируют на такие ситуации. Одних все устраивает:
Страшно не было, нам сообщили 15-го числа, в день, когда мы должны были вернуться домой.... Нас собрали с разных отелей в пятизвёздочный отель, хотя я отдыхал в трёхзвездочном, компания оплатила проживание, эти два дня всё было включено. Мы первые, кто улетел в Россию после этой ситуации.
Другие почему-то описывают свое пребывание словами "выживали как могли":
Нас лишили комфорта, в котором мы жили, перевезли в непотребные условия, но это было лучше, чем лежать где-то в аэропорту Хургады или во Внуково на полу. Выживали как могли. Мы читали, что мы живём в хорошем пятизвёздочном отеле, но это было не так. К нам хорошо относились, но люди, проживающие в отеле, не были довольны таким наплывом...
Я не знаю в Хургаде или Шарме ни одного настолько плохого четырех- или пятизвездочного отеля, где пришлось бы "выживать", а условия можно бы было назвать "непотребными". И какая разница, довольны другие отдыхающие или нет?
На календаре 19 декабря. Сегодня iFly должны разродиться новым маршрутом (или продлить срок поисков, или вообще отказаться возить туристов в Египет).
Апдейт - ничего пока не согласовали, 22 декабря вылетов в Египет также не будет.
Вывозные рейсы идут по плану, уже вернули в Россию около 4000 человек. Вывозят на самолетах Red Wings, EgyptAir, Corendon.
Запасаемся поп-корном и ждем, что будет дальше 🍿
А вот еще одна история с застрявшими туристами: