Хочу привести полностью статью Ф.М. Достоевского «Славянский вопрос».
Мой же комментарий сводится к тому, что славяне и Русы, это, например, как различие между югом и севером, есть места, где плавно всё переходит одно в другое, но в целом, это разные миры.
А в нижеприведённом комментарии (не сохранился автор), предательство состоялось не со стороны малороссов, а было совершенно украми, это те, кто захватил русские земли малороссии, а ведь украм в своё время была дарована эта земля, в «благодарность» они по-зверски и люто ненавидели и ненавидят русский народ.
«Боль России, которую предвидел великий русский писатель более 100 лет назад(!), оказалась еще более мучительной, чем та, которую он предвещал. Главное предательство русской России состоялось не со стороны балканских славян и даже не со стороны Болгарии, дважды предавшей русских в XX веке. Главное предательство состоялось со стороны самой близкой общерусскому стволу ветви — ветви малороссов. Все прозрения Достоевского оказались отнесены, именно к Украине, которой наречено было быть навеки с русским народом. Она же, предав всю свою историю, всю свою борьбу за общерусское единство, предав своих ближайших братьев, падает в объятия «Европейского союза». Теперь уж эти объятья стали тисками, да только признаться в этом на Украине не могут и душат, изничтожают ежедневно в себе русскую душу!, стремясь стать американо-европейцами, выторговать себе хоть уголочек в "европейском доме" — пусть их далее прихожей в этот дом и не пустят, и даже расстелят их перед своим входом, как половичок, чтобы ноги об них вытирать».
Ф.М. Достоевский.
«Славянский вопрос.
Кстати, скажу одно особое словцо о славянах и о славянском вопросе. И давно мне хотелось сказать его. Теперь же именно заговорили вдруг у нас все о скорой возможности мира, то есть, стало быть, о скорой возможности хоть сколько-нибудь разрешить и славянский вопрос. Дадим же волю нашей фантазии и представим вдруг, что все дело кончено, что настояниями и кровью России славяне уже освобождены, мало того, что турецкой империи уже не существует и что Балканский полуостров свободен и живет новою жизнью.
Разумеется, трудно предречь, в какой именно форме, до последних подробностей, явится эта свобода славян хоть в первый раз, — то есть, будет ли это какая-нибудь федерация между освобожденными мелкими племенами (Федерации, кажется, еще очень, очень долго не будет) или явятся небольшие отдельные владения в виде маленьких государств, с призванными из разных владетельных домов государями?
Нельзя также представить: расширится ли наконец в границах своих Сербия или Австрия тому воспрепятствует, в каком объеме явится Болгария, что станется с Герцеговиной, Боснией, в какие отношения станут с новоосвобожденными славянскими народцами, например, румыны или греки? Будут ли, наконец, все эти земли и землицы вполне независимы или будут находиться под покровительством и надзором «европейского концерта держав». Я думаю, сами эти народики всенепременно выпросят себе европейский концерт.
Но, однако, возможно и теперь — наверно, знать две вещи:
1) что скоро, или опять не скоро, все славянские племена Балканского полуострова непременно в конце концов освободятся от ига турок и заживут новою, свободною и, может быть, независимою жизнью, и...
2)... и вот это-то второе, что наверно, вернейшим образом случится и сбудется, мне и хотелось давно это высказать. Именно, это второе состоит в том, что, по моему внутреннему убеждению, самому полному и непреодолимому, —
не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что все точно так именно сбудется, как я говорю.
Начнут же они, после освобождения, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет чуть-чуть и России, они именно в защиту от России это и сделают.
Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, то объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва-едва спаслись при заключении мира вмешательством «европейского концерта». А не вмешайся бы Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же!
…А признают ли они эту войну за великий подвиг, предпринятый для их освобождения, решите-ка это?
Да ни за что на свете не признают!
Напротив, выставят как политическую, а потом и научную истину, что не будь во все эти сто лет освободительницы России, так они бы давным-давно сами сумели освободиться от турок, своею доблестью или с помощью Европы, которая не только бы не имела ничего против их освобождения, но и сама освободила бы их. Это хитрое учение, наверно, существует у них уже и теперь, а впоследствии оно неминуемо разовьется у них в научную и политическую аксиому. Мало того, они даже о турках станут говорить с большим уважением, чем о России.
Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетаться за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.
Будут, конечно, и такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Они поймут все величие и всю святость дела России и великой идеи, знамя которой она поставит в человечестве. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению.
Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, а какой-то другой, как гонитель и ненавистник европейской цивилизации.
У них, конечно явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать.
Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало, наконец, министерство в Болгарии и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний Иван Чифтлик согласился, наконец, принять портфель президента совета министров.
России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества. Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать.
Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство.
Будут даже и такие минуты, когда они будут в состоянии почти уже сознательно согласиться, что не будь России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось в клочки и даже так, что самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море.
России же надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае. Разумеется, сейчас же представляется вопрос: в чем же тут выгода России, из-за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своею; силами, деньгами? Неужто из-за того, чтоб пожать только маленькой смешной ненависти и неблагодарности?
Но Россия все же всегда будет сознавать, что центр славянского единства — это она, что если живут славяне свободною национальною жизнью, то потому, что этого захотела и хочет она, что совершила и создала все она. Но какую же выгоду доставит России это сознание, кроме трудов, досад и вечной заботы? Ответ теперь труден и не может быть ясен.
Конечно, есть разные ученые и поэтические даже воззрения и теперь в среде многих русских. Эти русские ждут, что новые, освобожденные и воскресшие в новую жизнь славянские народности с того и начнут, что прильнут к России, как к родной матери и освободительнице, и что, несомненно, и в самом скором времени привнесут много новых и еще не слыханных элементов в русскую жизнь, расширят душу России, повлияют даже на русский язык, литературу, творчество, обогатят Россию духовно и укажут ей новые горизонты.
Признаюсь, мне всегда казалось это у нас лишь, мягко говоря, учеными увлечениями; правда же в том, что, конечно, что-нибудь произойдет в этом роде несомненно, но не ранее ста, например, лет, а пока России вовсе нечего будет брать у славян ни из идей их, ни из литературы, и чтоб учить нас, все они страшно не доросли. Напротив, весь этот век, может быть, придется России бороться с ограниченностью, упорством славян, с их дурными привычками, с их несомненной и близкой изменой славянству ради европейских форм политического и социального устройства, на которые они жадно накинутся.
После разрешения Славянского вопроса России, очевидно, предстоит окончательное разрешение Восточного вопроса. Долго еще не поймут теперешние славяне, что такое восточный вопрос! Да и славянского единения в братстве и согласии они не поймут тоже очень долго. Объяснять им это беспрерывно, делом и великим примером будет всегдашней задачей России и впредь.
Опять-таки скажут: для чего это все, наконец, и зачем брать России на себя такую заботу.
Для чего?, а для того, чтоб жить высшею жизнью, великою жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать в конце концов великий и мощный организм братского союза народов, создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом, вознести, наконец, всех малых сих до себя и до понятия ими материнского ее призвания — вот цель России, вот и выгоды ее, если хотите.
Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими долями служения человечеству, а только будут служить одним своим "интересам", то погибнут эти нации, несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут.
А выше целей нет, как те, которые ставит перед собой Россия, служа бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению в великое целое…
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ,
Дневник писателя ПСС, т. 26, стр. 77-82.