На что могут опереться люди, пожелавшие организовать свою жизнь и работу по типу кластера-общины? В наше время это будет, безусловно, опора на достижения современных технологий, бурно растущих на волне четвертой промышленной революции. В числе ее значимых для упомянутой проблемы тенденций рассмотрим прежде всего следующие:
1. Тотальный рост объемов работы, которую можно выполнять дистанционно. Это связано со все большей цифровизацией экономики, развитием коммуникативных технологий, сферы больших данных, 3D-технологий.
2. Расширение применения роботов практически во всех сферах жизни и деятельности человека.
3. Перемещение производств на новые доступные площадки (аналог уже идущих, но более ожидаемых процессов решоринга).
По пункту 1 в мире уже сегодня есть свои успехи, хотя для России они пока еще более чем скромные. Приведем ссылку на исследование, проведенное в России компанией J’son & Partners Consulting совместно с Битрикс24 «Перспективы распространения дистанционной занятости в Российской Федерации, 2014–2020 гг.». Оно посвящено анализу текущей ситуации и перспективам распространения дистанционной занятости в России.
«Совокупный экономический эффект от дистанционной работы в масштабах страны оценивается в цифру около 94 млрд рублей в год. Экономия предприятий складывается из четырех ключевых факторов: отсутствия необходимости тратить время на дорогу (совокупная экономия 22 млрд рублей), доступа к рабочему месту даже в период больничных отпусков (5 млрд рублей), экономии на содержании офисного места (38 млрд рублей без учета возможных доходов от сдачи в аренду высвободившихся офисных площадей и 64 – с учетом сдачи в аренду) и снижения затрат на оплату труда за счет расширения географии найма (3 млрд рублей).
Эти расчеты сделаны, исходя из уровня дистанционной занятости, которую мы оценили в менее чем 1 % от активного экономически занятого населения (возраст 15–59 лет) в 2014 году. С учетом того, что этот тренд будет активно распространяться в связи с предоставляемыми техническими возможностями, и удобный полнофункциональный софт уже позволяет внедрять новые формы организации труда, мы прогнозируем, что к 2020 году порядка 20 % рабочих мест в России будет полностью виртуализовано, с возможностью работать удаленно, из любого места».
И если пока это в основном профессии, связанные с обработкой данных, которые можно передать по Интернету (программы, видеофайлы, отчеты, тексты и т. п.), то с развитием роботов и автоматизацией производств это уже может быть и работа по контролю и управлению роботами, беспилотниками, целыми автоматизированными цехами. При достижении 3D-технологиями уровня производства недорогих 3D-визуализаторов появятся возможности организации удаленных консультаций с психологически комфортным объемным (все-таки плоское на мониторе – это не то, что надо для таких случаев) присутствием консультанта (психолога, финансиста, юриста и т. п.). И это тоже будет немалый сектор рынка труда.
Все эти рабочие места уже не будут иметь необходимости в привязке к какому-либо конкретному помещению, их вполне можно организовать в любом удаленном месте, будь это село или совсем уж далекая деревня. Здесь важно только иметь надежный канал связи, стоимость оборудования на месте вряд ли стоит рассматривать как критическую причину невозможности.
Пункт 2 – развитие робототехники и расширение сфер применения роботов.
Очевидный уже сегодня прогресс робототехники постепенно приводит к расширению сфер применения и номенклатуры не только промышленных и специализированных роботов, но и роботов, предназначенных для работы в сельскохозяйственном секторе, развивается также и парк дистанционно управляемых машин, агрегатов, целых цехов. Эти успехи вполне могут быть использованы в кластере-общине, поскольку решающим фактором здесь будет только квалификация оператора, а не его непосредственное присутствие на месте производства работ. Ремонт и обслуживание робота или автоматической линии – это непосредственно на месте, а вот контроль или управление можно и за тысячи километров организовать.
Второй момент, способный работать на удержание кадров вне города, – это отсутствие былой тяжелой работы на земле при должном уровне развития сельскохозяйственных роботов. Не секрет, что труд в сельском хозяйстве наименее привлекателен для молодежи, воспринимающей его как тяжелый, некомфортный, просто трудный, хлопотный. Но управлять роботом, который все это возьмет на себя, – это же совсем другое дело! Здесь будут также работать на удержание молодежи (и даже привлечение) не только сам фактор облегчения труда, но и престиж передовой профессии оператора робототехнических устройств, возможность жизни в обустроенном, комфортном месте вдали от шумных городов с их пробками и плохой экологией.
Может получиться ситуация наоборот: всю неделю дома, на природе, на хозяйстве, а на выходные – отдых в ближайшем городе: театр, кино, кафе и т. п. Такой вариант может хоть в чем-то уменьшить значимость отмеченного выше пункта о несопоставимых культурно-бытовых условиях деревень и крупных городов.
Еще один момент, способный в перспективе дать свои плюсы жизни и работе на селе, тоже связан с развитием робототехники и прогнозируемым тотальным использованием роботов во всех сферах жизни и производства. Опасения специалистов, что все больше людей будет при этом оставаться без работы совсем небеспочвенны, а вот имея в кластере-общине свою землю, можно использовать сколь угодно много роботов, они только прибыль приносить хозяевам будут.
Третья упомянутая в начале статьи тенденция связывается с возможным перемещением малых и даже крупных производств на новые площадки, расположенные в местах с низкой арендной платой. Автоматизация и робототехника при новых уровнях решения вопросов транспортировки грузов (например, роботизированная доставка) могут в совокупности стать причинами более выгодного размещения производств на новых местах. Снижение численности обслуживающего персонала, возможность более низкой его оплаты в удаленном месте, низкая арендная плата за землю – все это вполне аналогично выглядит в сравнении с ожидаемым ростом решоринга – процесса возвращения в страну производства, ранее перенесенного в страны с более низкими издержками производства. Эти процессы начали разворачиваться в промышленно развитых странах с 2010 г. Основными причинами решоринга являются: существенный рост стоимости рабочей силы и других издержек производства в развивающихся странах; рост применения роботов в производстве развитых стран («Википедия»). Подобные причины вполне могут со временем подвигнуть владельцев российских предприятий на их перемещение (или организацию новых) за пределы городов.
Новые средства доставки грузов - те же дроны, если их превратить в роботов, решат вопрос снабжения общин, автоботы на дорогах возьмут на себя перемещение грузов, готовых изделий.
Трехмерные театральные сцены сделают возможными просмотры театральных премьер или выставок даже для самой удаленной общины.
Преимущества, открываемые новыми технологиями для поселений вне городов, очевидны и с каждым годом будут находиться новые решения, позволяющие сделать жизнь и работу человека комфортными даже в самом удаленном месте.
Все упомянутые в данном разделе подходы и возможности технологий с очевидностью подходят не только для организации занятости людей в кластере, но и могут стать основой возрождения рабочих мест в селах и малых городах.Нужна только политическая воля власти и продуманная программа развития этого направления трудоустройства людей.