Найти тему
3,6K подписчиков

О чем писала 16-летняя дочь Императора Николая 2 своему отцу?

209 прочитали
Великая княжна Мария с самого раннего детства особенно трепетно любила своего отца, Императора Николая 2, ей нужно было его видеть каждый день, а когда он болел, она норовила убежать из детской и...

Великая княжна Мария с самого раннего детства особенно трепетно любила своего отца, Императора Николая 2, ей нужно было его видеть каждый день, а когда он болел, она норовила убежать из детской и пробраться в его комнату.

В 1914 году жизнь всей семьи изменилась, началась Первая мировая война.

Великая княжна Мария с самого раннего детства особенно трепетно любила своего отца, Императора Николая 2, ей нужно было его видеть каждый день, а когда он болел, она норовила убежать из детской и...-2

Императрица Александра Федоровна писала 1 октября 1914 года:

Моя дорогая Мария, Ты прочитаешь это, когда мы уедем – очень печально оставлять вас, троих малышей, и я буду постоянно о вас думать. Ты в этой группе старшая и поэтому должна хорошо присматривать за младшими – я никогда не оставляла Бэби на двое суток… Загляни к Соне, когда будешь свободна. Пошли телеграмму… Когда вы утром встанете, напиши, как у вас троих дела, и вечером – о том, как вы провели день. В воскресенье, с утра пораньше – в церковь. Не унывай, дорогая, мы скоро вернемся. Хорошенько делай уроки… Да благословит, защитит и хранит тебя Бог. Не веди себя слишком шумно. Я тебя нежно целую, дорогое дитя, и остаюсь твоя вечно любящая старая Мама.

К слову Марии в 1914 исполнилось 15 лет, Анастасии 13, а Алексею 10, и оставляла Императрица Александра Федоровна их всего на два дня, к тому же не одних.

Письмо Марии Николаевны отцу

Великие княжны Ольга, Татьяна и Анастасия, внизу Императрица Александра Федоровна и Мария
Великие княжны Ольга, Татьяна и Анастасия, внизу Императрица Александра Федоровна и Мария

Уже год, как идет Первая мировая война, старшие сестры Марии - Ольга и Татьяна вместе с матерью работают в госпитале сестрами милосердия. Великие княжны Мария и Анастасия госпиталь посещали часто, но они еще учились, поэтому, и в том числе в силу возраста, в госпитале они просто общались с раненными, играли с ними в игры, писали письма домой, устраивали им маленькие концерты.

В этот период и было написано письмо Великой княжны Марии отцу:

13 июня 1915
Мой золотой Папа душка! Вчера вечером мы были у Ани и там были Николай Дмитриевич, Александр Константинович, Викт. Эрастович и Скворцов. Было очень хорошо, играли в "добчински-бобчински" и шарады. Вчера днем я с Анастасией играли в теннис. Я, конечно, как всегда, проиграла весь 3 сет. Сегодня, наверное, пойдем пешком в Большой дворец.

Видимо младшая сестра в теннис играла лучше.

Император Николай 2, Великая княгиня Елизавета Федоровна, Великие княжны Мария, Анастасия (меньше всех), Ольга и Татьяна, Императрица Александра Федоровна
Император Николай 2, Великая княгиня Елизавета Федоровна, Великие княжны Мария, Анастасия (меньше всех), Ольга и Татьяна, Императрица Александра Федоровна
На днях были в школе нянь и давили маленьких детей, которые уже ложились спать.

Вы не подумайте, с маленькими детьми всё в порядке, они живы и здоровы, "давили" - это значит обнимали и тискали.

Мы еще были у Мама в складе, где завертывают бинты, и мне с Анастасией пришлось быть, как всем, в халатах и косынках, чему мы обе очень конфузились. Сейчас сидим на балконе. Аня едет сейчас к Гротову в Красное Село на моторе. Татьяна поехала верхом, я тоже хотела, но у меня насморк, и поэтому я не поехала. Я была только что с Анастасией и Ольгой в лазарете Красного Креста и в Большом дворце. У Мама сегодня будет отряд английских санитарных моторов представляться. Ну, пока, до свидания, мой душка.
Храни Тебя Господь +. Крепко люблю и целую.
Твой Казанец.
Кланяйся Саше и Коле.

Великая княжна Мария с 13-лет была шефом 9-ого драгунского Казанского полка, отсюда и "Твой Казанец".

Фотографии раскрашены мной, ставьте 👍лайк и подписывайтесь на канал. Моя группа ВКонтакте История России в цвете