(Blow, США, 2001)
Снять свой лучший фильм, а через год скоропостижно скончаться от того, чему фильм был посвящен...
Увы, но именно так сложилась судьба 38-летнего Теда Демме, племянника знаменитого режиссера-оскароносца Джонатана Демме, создателя "Молчание ягнят", ремейк "Маньчжурского кандидата" и др..
Любопытно, что на заре 2000-х у нас эту картину Теда без ложной цензурной скромности переименовали в "Кокаин". Видимо, сочли его куда более безобидным словом, нежели оригинальное Blow - "Дуть", или "Вдуть", кому как милее. И даже российское прокатное удостоверение лента с таким беззастенчивым названием получила, что по сегодняшним меркам легко потянуло бы и на "статейку за пропаганду". Хотя, по сути, точнее не скажешь, ведь "дуют" здесь колумбийский нацпродукт и правда много. Да еще с наглыми ухмылками, поскольку снята картина в задиристо-хулиганском духе "под Мартина Скорсезе". И снята великолепно - вон, на Кинопоиске ей аж "восьмерку" нарисовали - аккурат на уровне всё той же скорсезевой классики.
В центре местного сюжета - реальный наркоторговец Джордж Янг, он же Бостонский Джордж, один из известных криминальных воротил Америки 70-80-х и начала 90-х. Который как начал этот грешный, но многоприбыльный бизнес со студенческой скамьи, так всю свою трудоспособную жизнь им и промышлял. Не считая, само собой, тех сроков, что Янг отмотал в тюрьме, в сумме проведя там около трети своей жизни.
Понятно, что экранизация ключевых и наиболее ярких страниц биографии Янга не могла обойтись без должного "натурализма". Тем паче сам он собственным товаром тоже баловался, наплевав на, казалось бы, очевидное в таких делах правило сепарации мух от котлет. Что, впрочем, не мешало Джорджу раз за разом "поднимать" целые эвересты наличности, которую порой было даже негде хранить, ибо антресолей и тумбочек в доме для нее буквально не хватало.
И весь этот наркомаркетинг доставлял Янгу столь чистую и искреннюю радость, что даже когда его порой кидали за решетку, это виделось ему лишь мелкой неурядицей. И он вновь брался за старое, едва выйдя за тюремные ворота, к тому же в тюрьме он успевал познакомиться и закорешиться с будущими партнерами по бизнесу.
Как говорится, такую бы неуемную энергию - да на мирные созидательные цели.
Пять лет назад Голливуд вспоминал еще одного кипучего наркодеятеля-энтузиаста той эпохи, Барри Сила - в картине Дага Лаймана "Сделано в Америке" с Томом Крузом. Действительно, у фильмов немало общего, в том числе эксцентричная подача сюжета и якшание главных героев с Пабло Эскобаром. Однако всё равно, ленте Дага недостает того градуса экспрессии, на котором "травит" нам свою кинобайку Тед Демме. Травит, однако, тоже не всегда идеально и, к сожалению, без столь нужной здесь "безуминки", с какой это делается, например, в "Волке с Уолл-стрит" или "Оружейном бароне". Отсутствие последней, кстати, наделяет Blow свойством плоховато откладываться в памяти. При том, что и смотрится, и пересматривается он с удовольствием, а поди ж ты - проходит время, и из фильма вспоминается разве что концовка, да пара-тройка наиболее ярких сцен.
И тем не менее есть у Blow мощный козырь, который ничем не перебьешь - его харизматейшество Джонни Джонович Депп. Которому, в отличие от хронического улыбаки Тома Круза, играть героев криминальных драм идёт гораздо больше. Особенно тех, которые "под кайфом" или "синячат" в три глотки - тут у Деппа и вовсе практически нет конкурентов, кроме разве что Гари Олдмана и Микки Рурка. А если учесть, что при работе над фильмом Джонни разрешили аж несколько дней общаться в тюрьме с настоящим Джорджем Янгом, надо полагать, Депп предстал перед нами не только в ярком, но и в максимально аутентичном его образе.
***
В общем, не стану утверждать, что это лучшая киноистория о реально существовавшем плохом парне, которую вы видели в своей жизни. Но что одна из лучших и мастерски снятых - это точно. Причем не сказать, что здесь так уж много "жесткача" - повезло Янгу, что он был чужд насилию и не встал у наркокартелей поперек горла, - зато сработана картина стильно, увлекательно и увенчана весьма трогательной концовкой.
Жаль только, что для самого покойного Теда Демме Blow стал лебединой песней, но что поделать? Чай не маленький был, знал, какому риску себя подвергает, злоупотребляя тем, про что было снято его лучшее кино.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):