Может ли история формироваться по воле случая или все события, войны, восстания или революции - это логичный итог, определенных осознанных действий человека и обстоятельств, в которых он совершает осознанную активность?!
Прежде чем говорит о разновидностях событий в истории, стоит сказать, что исторический процесс - закономерное и последовательное чередование явлений, выраженное в поочерёдной смене событий истории и общественных отношений, вызванных деятельностью различных поколений людей. Также помимо закономерных и случайных, в истории есть и стихийный события.
Закономерные начала – это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса, которая характерна поступательному развитию истории. Закономерные события делятся на множество общественных, а уже общественные делятся на исторические, экономические, политические и т.д. Для выделения исторической закономерности из всего множества общественных закономерностей, необходимо рассматривать ее в качестве объективной, реальной, существенной связи между явлениями целостного исторического процесса, которая обеспечивает его движение.
Например, альтернативность, является проекцией закономерности и случайности в истории. Ибо то, что возникает как случайность переходит в закономерность и наоборот. Например, появление первого совета в Иванове в 1905 г. – случайность. Сколько было стачек и нигде ничего подобного. Но почему именно эта форма организации стала клеточкой государственного устройства страны почти на столетие, став по сути альтернативой парламентской демократии, возникшей в ходе буржуазно-демократических революций. Советы уже к октябрю 1905 г. возникают по всей стране, как в крупных промышленных центрах, так и в деревне, армии. Это означает, что советы стали отражением объективно существовавшей потребности в иной форме политической организации. Эта новая форма была «неправильной» с точки зрения либералов, меньшевиков и даже эсеров, такой правильной формой они считали парламентскую демократию. Один лишь В.И. Ленин узрел в ней будущее. И вот эта случайность 1917 г. превращается в закономерное начало в историческом процессе.
Также Двоевластия в 1917 г. яркий пример альтернативы в истории. Могла революция пойти по буржуазному сценарию, если бы нашелся «русский Наполеон». Но, как иронизируют многие историки, вместо русского Наполеона в русской революции появился «французский Ленин». Сейчас можно встретить такое мнение, что если бы не первая мировая война, приостановившая столыпинские преобразования, то в России укрепился бы капитализм западноевропейского типа, и Октябрьская революция не произошла бы. Несостоятельность этого мнения состоит в игнорировании того факта, что все возможности укрепления существовавшего в России буржуазного строя и самодержавного государства на базе преобразований, предусмотренных столыпинской реформой, были исчерпаны уже к началу 1-ой Мировой войны, которая поначалу складывалась для России неудачно. Таким образом, и первые неудачи русской армии в начальном этапе войны, и явления Двоевластия в России, являются примером закономерных событий в историческом процессе.
Случайные начала - выражения таких связей действительности, когда между событиями отсутствуют непосредственные, прямые, постоянные, друг друга определяющие зависимости. Случайность выражает наличие разнообразия в мире, придает черты неповторимости эволюционным процессам. Случайных явлений в истории можно привести большое количество примеров, и тут сразу можно противоречить, сказав, что история- это наука, изучающая закономерности смены исторического процесса, но не стоит отрицать, что всемирная история развивается и строится на многих случайностях.
Примером случайного начала в историческом процессе можно привести историю, которая получила названия, как «испорченный телефон». Данное явление относится к период Второй мировой Войны, шел 1945 год, Война была практически завершена. Америка потребовала от японцев сдаться, на что японский премьер Кантаро Судзуки использовал японское слово, которое можно перевести «мы подумаем» или «дайте нам время подумать». Американский переводчик превратил это слово в знак игнорирования, а далее свою роль сыграл, так называем «испорченный телефон», превративший невинное слово в выражение- «без комментариев» (крайнее несогласие). Американский президент Гари Трумэн был крайне оскорблен такой реакцией, и в ответ приказал сбросить атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Вот так случайность или оплошность переводчика забрала жизни нескольких сотен тысяч людей.
Также пример случайного явления, служит немецкий политический деятель, невольно ставший человеком, разрушившим Берлинскую стену. Звали его Гюнтер Шабовски. Произошло это в 1989 году, когда он выступал на пресс-конференции, посвященной изменениям в законе о пересечении стены. В ходе выступления Шабовски оговорился, что со временем все запреты будут сняты. Один из журналистов, услышав это, захотел узнать точную дату, на что политик ответил: «Сейчас же». В тот же день в газетах появилось сообщение о том, что люди теперь могут свободно пересекать стену. Спустя короткое время у стены появилось огромное число людей, которые требовали прохода. Власть не хотела бунтов, поэтому вынуждена была дать добро на пересечение стены. Спустя год Берлинскую стену под радостные возгласы разобрали. И за это немцы могут сказать «спасибо», в том числе, и Гюнтеру Шабовски.
Можно еще рассмотреть под углом случайности целый остров, который сыграл судьбоносную роль в истории Франции. Все знают, что Наполеон Бонапарт был французом по национальности, но мало кто знает, что родной для него остров Корсика стал принадлежать Франции лишь за год до появления Наполеона на свет. Генуя, у которой не хватало сил подавить национально-освободительное движение, заключила с Францией Компьенский трактат и передала ей Корсику. Кто знает, кем бы он стал, если бы Корсика осталась у Генуи?! Понятно, что историю про Наполеона можно считать специально подтасованной, можно сказать, из области фантастики.
Стихийные (сознательные) начала - категории исторического материализма, характеризующие отношение между объективной исторической закономерностью и целенаправленной деятельностью людей. Под стихийностью разумеется такой ход общественного развития, когда его экономические и социальные законы не осознаются людьми, не находятся под их контролем и зачастую действуют с разрушительной силой природных стихий, осознанные же действия людей не ведут к осуществлению поставленных целей, а, напротив, приводят к совершенно неожиданным для них результатам. Стихийность в исторической деятельности означает, что люди действуют, опираясь на познанные ими законы общественного развития, и планомерно направляют его к осуществлению своих целей.
Примером служит то, что капиталистическая система победила феодальную систему, развивая промышленность, технологии, торговлю и т.д. Люди, которые строили фабрики, внедряли технологические инновации, расширяли торговлю, не думали, что их действия способствовали возникновению новой системы. Этот объективный результат вызревал в процессе деятельности многих поколений (когда такие процессы доходят до сознания, они вполне могут породить и оправдать концепцию фатализма - предопределенность бытия).
Иногда даже сознательно организованные действия приводят к результатам, прямо противоположным желаемым. Идеологи Французской революции 1789 года, например, мечтали о воцарении разума, свободы и справедливости. Именно за это боролись массы и политические партии (которые были достаточно организованной силой и имели свою программу действий). Задача была гигантской, и они победили. Победив, как писал А.И. Герцен, они думали: «Вот и пришло время. Но теперь их ведут на гильотину». Стоит отметить, что люди добиваются удовлетворения своих потребностей и интересов, но благодаря этому объективно реализуется и то, что скрыто в их интересах и действиях, но не осознано ими, не содержится в их намерениях. Здесь кроется, как говорят историки, «хитрость духа истории».
Также, если говорить о стихийных началах, можно сказать, что все досоциалистические общественно-экономические формации развивались преимущественно стихийно. Переход власти к рабочему классу, возглавляемому коммунистической партией, замена частной собственности на средства производства общественной открывают в истории новый период - период сознательного исторического творчества. Однако различие между исторической деятельностью людей при социализме и в досоциалистических формациях не абсолютно. И раньше люди в той или иной мере опирались в своей деятельности на объективные законы истории, познавая постепенно отдельные проявления исторической необходимости. Особенно это сказывалось в исторически переломные моменты общественного развития, под давлением объективно назревавших задач. Характерная черта сознательности движения рабочего класса и его партии заключается в том, что, опираясь на открытые марксизмом законы истории, оно предвидит основное направление развития и, целеустремленно действуя в соответствии с ним, добивается осуществления своих целей. При социализме роль субъективного фактора возрастает. Однако и здесь еще остаются элементы стихийности в силу не разработанности тех или иных вопросов общественной науки и неумения в полной мере использовать объективные законы, а также в силу известного отставания общественного сознания от общественного быта.
Таким образом, закономерные, случайные и стихийные начала в историческом процессе, однозначно по-разному влияют на ход истории, если закономерные события вытекают из обстоятельств, являясь логичным итогом, то случайные и стихийные имеют обратное действие, то есть мы можем только предполагать, что случилось бы, если бы что-то не произошло случайно в истории или что было бы, если бы не было стихийной деятельности человечества.