68
Дарьяна с Паледой кинулись обнимать детей, а потом показывали нам с Радой привезённые с ярмарки товары: новые украшения, бусы, шали, кухонную утварь. Были среди них они подарки и нам, про Велиславу тоже не забыли.
Мужчины же привели нового жеребца в свою конюшню. Сказали, что его передал Демид, также муж передал с ними подарки для меня и детей. Нам Радомилой он прислал украшенные камнями ободки для волос, а сыновьям - шитые сиденья для езды на лошадях. Счастью мальчишек не было предела. А вот дочь, хоть и радовалась подарку отца, но грустила, что от княжича в этот раз послания не было.
- Демид обещал приехать в скором времени, - сказал мне Боремир.
- Ты видел его? - удивилась я, зная, что муж часто в разъездах.
- Да, когда он уезжал, то дал мне связного, которому можно сообщить о том, что мы в городе. Я нашёл его и передал послание. И через некоторое время Демид приехал к нам. Он сказал, что как раз был недалеко.
- Как у него дела? - спросила я, думая о своём Ладо.
- У брата много планов и замыслов, он горит разными идеями и делает всё, чтобы наши земли были процветающими и справедливыми.
- Скорей бы он вернулся к нам, - вздохнула я.
Боремир ободряюще улыбнулся.
- Всему своё время, - сказал он, - сейчас мой брат должен послужить нашему краю.
- А Ведмурда вы видели?
- Нет, сейчас идёт период посвящения новых волхвов и отец занят. Он со своими потворниками* ушёл далеко от города и вернутся они лишь после принятия служения Велесу или освобождения от него.
- Интересно, как там Милослав, - молвила я, - слышала, что после посвящения приходит волховская болезнь, лихорадит сильно принявшего дар.
- Я тоже слушал об этом, но не ведаю, как перенёс это мой племянник, - ответил деверь, - но уверен, что отец не даст ему пропасть
Я кивнула, единственное, что я могла сейчас делать - это доверять Ведмурду и молить Богов о здравии моего старшего сына. А пока мы с Радой начали помогать вернувшимся из города распаковывать вещи, искать места для новой утвари и рассматривать украшения. Это так захватило меня, что я даже забыла о своём положении, из-за которого была медленна и аккуратна в последнее время. Я чувствовала, что не простой ребёнок развивается во мне и я должна его доносить.
- Боремир, - вновь обратилась я к брату мужа, вспомнив, что хотела ему сказать, - ты знаешь, что к одному из мастеров, что строят твой дом, бегает девица из нашего селения? Говорит, что еду носит, но ты же понимаешь - дом большой, людей вокруг нет, другие мастера уйдут во вторую половину и ничего не заметят.
Мужчина наклонил голову.
- Я тоже её видел, - сказал он, - поговорил с мастером, он обещал, что не обидит девицу.
- Обещать одно - замуж взять другое, - ответила я. - Не хотелось бы, чтобы в селении пошли слухи. Если мужчина имеет серьёзные намерения - то я только порадуюсь за новую семью, а заговорит девицу речами сладкими и уедет - то так нельзя
- Он обещал получить вознаграждение за стройку и пойти свататься. - проговорил Боремир, - но я могу заплатить ему сейчас, мы выручили достаточно за свой урожай. А потом сочтёмся - ведь вознаграждение ему всё равно Демид привезёт.
Я кивнула, это был хороший выход из ситуации. Боремир же, взяв привезённые подарки, направился к Вассе. Его невеста с нетерпением ждала его возвращения. После ссоры с братом бывшего мужа, она почти не разговаривала с ним и его женой, считая дни до того момента, как сможет уйти к мужу.
- Прошло несколько дней, а мне показалось, что тебя не было целую Луну, - сказала она, улыбаясь приходу лЮбого.
- Мы спешили, как могли, - ответил мужчина, - много зерна надо было обменять, много подарков выбрать. Это - тебе!
Он протянул Вассе резную коробочку, открыв которую она увидела бусы и вышитое камнями очелье.
- Спасибо! - любуясь подарками проговорила женщина, - у меня никогда не было таких красивых украшений!
- Как ты жила эти дни? Брат не обижал тебя? - спросил Боремир.
- Нет, он с женой ведёт себя тихо и делает вид, что меня здесь нет, - тихо ответила Васса. - А я каждый день жду, когда смогу уйти отсюда.
- Уже скоро взметнутся в небо свадебные костры. - ответил жених, - и никто не будет стоять между нами.
Васса улыбнулась. Её сердце трепетало в предвкушении счастья.
- Пойдём посмотрим, что изменилось за время моего отсутствия в нашем доме, - предложил Боремир.
- С удовольствием, - отозвалась молодая женщина, - без тебя я туда не ходила.
Они направились к ручью. Походив по дому, Боремир оставил невесту изучать убранство, а сам подошёл к мастеру, который общался с селянской девицей.
- Мы говорили с тобой о деве, что приходит сюда, - начал он, собеседник кивнул, - я хотел предложить тебе поскорее разрешить эту ситуацию. В селении уже пошли слухи, на твою будущую невесту косо смотрят. - мастер расстроено покачал головой, - я могу уже сейчас отдать тебе вознаграждение за работу. И можно сходить к отцу девицы, не дожидаясь, пока людские слухи окончательно покроют её честь.
Мужчина кивнул, прикидывая, что ему надо для сватовства.
- Я вижу, что вы почти закончили, - добавил Боремир, - значит получение жалования не повлияет на вашу работу.
- Мы всё доделаем, что должны, - убедительно ответил мастер. - но у меня нет должного подарка для невесты и её матери, - сказал он.
- Об этом не беспокойся, - ответил воин, - я с семьёй ездил на ярмарку и жены моих братьев накупили и выменяли столько украшений, тканей и домашней утвари, но в нашем доме и не поместиться. Да и я привёз много всего. Ты можешь выбрать, что тебе нравится.
Мастер кивнул. И в ближайший выходной, когда все селяне отдыхали от трудов, взяв дары для своей невесты и её семьи, вместе с помощниками и Боремиром, направился в дом девицы, что и не ждала их раньше свадебного месяца - когда молодёжь гуляла, а взрослые договаривались об их будущем, если не было сговорено раньше. Но и в другое время сватов принимали.
Хозяева радушно накрыли стол, им было лестно, что дочь понравилась мастеру, присланному самим князей.
- Куда ты её заберёшь? - спросил отец.
- У меня большой дом на краю города, - ответил жених. - В нём живёт моя пожилая мать, отца не стало несколько солнц назад.
- Неужто ты не был женат, - продолжал мужчина, - вижу, что уже не юнец.
- Была у меня жена, - ответил мастер, - но ушла родами и ребёнка с собой забрала. С тех пор ни на кого и смотреть не мог. Но ваша дочь растопила моё сердце. Давно мне матушка говорила, что повторно жениться надо, но только сейчас пришло время.
- Хорошо, я согласен отдать за тебя свою дочь, - проговорил отец, - береги её, да в гости приезжайте.
Мастер с невестой переглянулись и улыбнулись друг другу. Девица зарделась и опустила глаза. Душа её пела.
*Потворник - ученик