Найти в Дзене
КИРИН59 говорит

“Пиноккио”: шедевр для взрослых с детским рейтингом

Спустя четырнадцать лет после анонса на экраны вышла третья в этом году, на этот раз анимационная и более мрачная экранизация итальянского романа 1883 года "Приключения Пиноккио" Карло Коллоди от оскароносного Гильермо Дель Торо.

Путь этой картины на экраны схож с другими проектами-долгостроями Дель Торо – в большей степени с трилогией “Хоббит”, которая добралась до экранов, но с Питером Джексоном у руля, или с “Хребтами безумия”, которые, к сожалению, так и остались на бумаге. Но это тянет на материал для отдельной статьи, поэтому я лишь порадуюсь, что мастер все эти годы без дела не сидел и баловал киноманов новыми проектами, не забывая о старых (к слову, недавно прошёл слух, что “Хребты” всё-таки могут запустить в производство, но в другом формате – в анимационном).

Афиша мультфильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru
Афиша мультфильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru

Премьера “проекта мечты” мексиканского визионёра состоялась на Лондонском кинофестивале BFI (Британский институт кино) 15 октября 2022 года. Он был выпущен в избранных кинотеатрах 9 ноября и начал транслироваться на Netflix 9 декабря. Критикам мультфильм понравился: на Томатах на момент написания настоящей статьи напротив названия стояли внушительные 97 %, а несколько Американских ассоциаций критиков уже отметили фильм своими наградами за лучший анимационный фильм.

Ожидаемо хвалят анимацию (кукольный “Пиноккио” снят в технике стоп-моушен, покадровой анимации), визуальные эффекты, музыку (композитор – оскароносный Александр Деспла), озвучание и прочее.

Кстати, любознательный зритель обязательно посмотрит титры и увидит среди актёров озвучания немало знакомых имён, в числе которых лично моё внимание больше всего привлекла Кейт Бланшетт. Но я не скажу, кого она озвучила, на тот случай, если Вы мультфильм ещё не смотрели.

Мастер Джепетто (Дэвид Брэдли) за работой, кадр из мультфильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru
Мастер Джепетто (Дэвид Брэдли) за работой, кадр из мультфильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru

При всей явной сказочности история Пиноккио благодаря переосмыслению Дель Торо приобрела немало реализма, персонажи стали глубже и натуралистичнее, насколько это возможно для анимации. Практически у каждого героя есть не только характер, но и своя драма и вполне логичные мотивы (кроме очевидно сказочных героев).

И ведя персонажей по сюжету Дель Торо поднимает немало серьёзных тем – от фашизма и войны до принятия себя и потери близких. Это наполняет фильм отнюдь не детским содержанием, но глубоким и местами даже тяжёлым высказыванием с эмоциональным финалом и непростой экзистенциальной мыслью, которая звучит перед самыми титрами:

Он отправился в большой мир, и, думаю, что мир принял его в свои объятья. Я уже давно о нем ничего не слышал. Умрёт ли он когда-нибудь? Я думаю, да. Может, это и делает его настоящим.
Что случается - случается. А потом мы уходим.
Странствующий сверчок Себастьян Джей Крикет (Юэн МакГрегор), кадр из мультфильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru
Странствующий сверчок Себастьян Джей Крикет (Юэн МакГрегор), кадр из мультфильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru

Потрясающая картинка способна восхитить и порадовать глаз, но не обманывайтесь детским рейтингом мультфильма (Американский PG – рекомендуется присутствие родителей, или Российский +6), потому что заложенные внутри (на поверхности и глубже) смыслы предназначены скорее для взрослого зрителя.

Но степень успеха, с которой фильм балансирует на грани взрослого и детского произведения, однозначно определить достаточно сложно. Для детского в “Пиноккио” слишком много взрослых тем, а для взрослого – слишком много детских элементов. Кстати, а я говорил, что мультфильм ещё и мюзикл? Нет, тогда говорю: да, у персонажей будут свои песенные номера.

Но, как Вы уже догадались, я склонен отнести мультфильм к взрослым проектам, чему немало поспособствовал последний акт картины. Гильермо Дель Торо остался верен себе и даже мультфильм сделал мрачным визуальным шедевром, который, словно морское чудовище, может утянуть вдумчивого зрителя на глубину экзистенциальных размышлений.