Лето 1968 года. Лилия Евсеева и ее муж Игорь Кочетков поехали в отпуск на Вычегду, где прошли и проплыли от Княжпогоста до Котласа. В пути попадались брошенные церкви и часовни с гибнущими иконами. Путешественники по русской глубинке ещё не знали, что найденные в крошечной деревеньке Коровино доски окажутся настоящим сокровищем. А тогда их пришлось вывозить на полузатопленной лодке, держа на коленях. Но ощущение, что это нечто очень и очень ценное, не покидало.
Из воспоминаний Л.М. Евсеевой:
Первым был найден Спас в силах: “Вытащили на улицу. Доска замечательная, хорошо выделана, с неглубоким ковчегом. Живопись - явный XIX век. Но композиции строго построенные, архитктурные формы в сценах характерны для древней иконописи. И ясно, что нельзя этой иконе здесь пропадать”
Уже в Москве об экспедиционных находках она рассказала своему знакомому Юрию Ивановичу Смирнову [ведущий научный сотрудник отдела фольклора Института мировой литературы РАН]. Его ответ был как гром среди ясного неба - иконы, похоже, из иконостаса древнего Пахомиева Кенского монастыря XV века, закрытого при Екатерине II. Исследования подтвердили - иконы созданы в XVI веке.
Экспедиции действительно были похожи на поиски кладов, но несли в себе не только трудности. Каждое путешествие было наполнено новыми знакомствами, задушевными разговорами и воспоминаниями. По большей части население в этих местах было старшего поколения, молодежи мало. Отзывчивые жители с радостью делились рассказами о прежней жизни, церквях, охотно отдавали в музей спрятанные иконы. Но их еще нужно было как-то доставить в Москву.
Из воспоминаний Л.М. Евсеевой:
Накупили яиц, заклеили осыпающиеся места желтками и тонкой бумагой. Решили отправлять иконы в музей почтой: с собой увезти все было невозможно. К счастью, поблизости оказалось почтовое отделение. Местный колхоз отнесся с пониманием к нуждам московского музея и выделил для упаковки рубленые мешки. Самую тяжелую икону, Спаса, почта к отправке не приняла. Муж торопился в Москву и икону повез с собой. Укутали ее в оба наших одеяла, перевя- зали веревкой. Попуткой случился лесовоз, потом грузовик и, наконец, бесплацкартный комфорт третьей полки. Попутчики сразу смекали – никак он зеркало везет, раз так бережет свой груз, только удивлялись: из деревни в Москву?.
Как правило, ездили в летнее время, когда сухая погода и долгий световой день позволяли много ходить. Отправляясь в экспедицию, невозможно было предсказать, какой житейский навык понадобится в следующий раз. Никто не готовил их к тому, что придется ездить на лошадях, колоть дрова или плавать на катере. Все сталкивались с трудностями. Например, Лилия Евсеева и Игорь Кочетков сшивали друг с другом лоскуты списанной и порубленной мешковины (бесплатно, да и другой не было) для отправки почти двухметровой иконы по железной дороге багажом, потому что на почте икону не приняли – не подходила по габаритам. А в 1970 г. Вадим Кириченко и Александр Салтыков исследовали часовню на болоте, куда их доставил вертолет геологов.
Северные экспедиции сотрудников заняли целое десятилетие. Последняя поездка состоялась в 1971 г. За эти годы были вывезены десятки памятников искусства, вошедшие в состав Музейного фонда Российской Федерации. Молодые ученые объехали Коми и Карелию, Мурманскую, Вологодскую и Архангельскую области. Иногда это были поездки от организаций - Министерства культуры или Научной библиотеки МГУ, а иногда - просто семейный отпуск. Современные исследователи, восстанавливая маршруты тех лет, при случае опираются на документы - дарственные местных жителей или рассказы самих участников.
По воспоминаниям реставратора К.Г. Тихомировой [Кира Георгиевна Тихомирова - реставратор, иконописец, в 1962-1971 гг – сотрудник Музея им. Андрея Рублева, с 1991 г. руководила иконописной мастерской во имя прп. Алипия Печерского (Москва)], эти поездки были наполнены романтическими ожиданиями в сочетании с ужасом от того, с какими трудностяим приходилось сталкиваться. Но это их не останавливало, часто в распутицу они забирались в самые труднодоступные места. С предвкушением ждали, как в бережных руках реставраторов древние образы предстанут в своей подлинной красоте.
Памятники, привезенные музейными сотрудниками из поездок по Русскому северу, были представлены в 2018 году на выставке «Северные экспедиции Музея имени Андрея Рублева. 1963 - 1971». Этой выставкой музей отдал дань уважения и благодарности энтузиазму своих специалистов, находивших и спасавших по всей стране от уничтожения и разграбления бесценные произведения искусства. Открытию выставки предшествовала большая работа реставраторов, благодаря которой авторская живопись памятников иконописи была раскрыта из-под позднейших записей и наслоений.
___
Северные экспедиции Музея имени Андрея Рублева. Часть 1. Лальск
Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!