Жорж Милославский и Шура Балаганов, Пашка Колокольников и Афоня, оберштурбанфюрер Айсман и помещик Муромский... Детство народного артиста России Леонида Куравлева - он умер год назад, в январе 2022 года - прошло на Соколиной горе, в Мейеровском проезде, ныне - проспект Буденного. О Леониде Вячеславовиче рассказал киноартист Анатолий Скорякин, они встречались на съемочной площадке и на встречах, организованных Центром культуры имени Василия Шукшина.
Появился на съемочной площадке – и всех в себя влюбил
- В кино есть партнеры хорошие, средние и те, о которых помнишь всю жизнь, - говорит Анатолий Евгеньевич. – Леонид Куравлев был из третьей категории. В фильме 1998 года «Новогодняя история» он играл Санта Клауса, настоящего, который прилетел в Москву из Лапландии, чтобы исполнить одно, самое заветное желание каждого, с кем он встретится. А у меня была эпизодическая роль карнавального Деда Мороза - артиста с приклеенной бородой и усами, который пришел на съемки новогоднего шоу в главном здании киностудии Горького.
Снимали и на ВДНХ. За право предоставить помещение для съемок с участием знаменитого артиста, бились несколько ресторанов.
- Как только он появился на площадке – как будто появился Олег Попов. Он сразу всех в себя влюбил. И сама атмосфера изменилась – быстро поменяли скатерти, еду на столах. Люди – там массовка большая была - начали подходить, здороваться, он что-то отвечал, началась такая спонтанная творческая встреча.
Мастер-класс по этике
Режиссер побаивался, что это неформальное общение затянется, а эпизод предстояло снимать большой, многоплановый. Но опасения оказались напрасными.
- Куравлев был профессионал высшей марки, знал, как в темпе работать – быстро и качественно,- продолжает Анатолий Скорякин. - Провел блиц-встречу, очаровал всю компанию, а потом так же естественно перевел все в рабочий формат. Для меня это стало мастер-классом по этике поведения актера на съемочной площадке и в жизни.
Позже Скорякин спросил у старшего коллеги, как ему удается быть таким контактным, всех примирять – про Куравлева говорили, что у него нет врагов, и с ним никогда не случалось никаких накладок, скандалов. Леонид Вячеславовичи пояснил, что многому научился у Шукшина. В частности – концентрированной работе на площадке и умению оставлять все лишнее за ее пределами.
«Не было бы Васи – не было бы и меня»
У Куравлева была безмерная любовь к Шукшину.
- Даже сына, который родился через четыре года после смерти Василия Макаровича, он назвал Васей.
Они познакомились, в 1960 году, когда Шукшин позвал 24-летнего выпускника ВГИКа на роль механика Сени Громова в своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают». Сеня -молодой парень, мотается по степи, ищет коленчатые валы, чтобы починить вышедшую из строя молотилку. Картину снимали в Волоколамске. После рабочего дня гуляли по улицам, разговаривали, строили планы.
Через два года Куравлев и Шукшин встретились на съемках фильма Михаила Швейцера «Когда деревья были большими».
А еще через год Василий позвал Леонида на главную роль в своем фильме «Живет такой парень».
Отец работал на авиазаводе «Салют»
В роль шофера Павла Колокольникова, героя второго шукшинского фильма, Куравлеву долго вживаться не пришлось. Он и сам был «таким парнем», только не с Чуйского тракта, а с Мейеровского проезда - так раньше назывался проспект Буденного.
«Я из рабочих-крестьян, - рассказывал Куравлев на одной из встреч со зрителями. - Окраина Москвы в преддверии Измайлова, рабочий люд, хулиганы. Все было окружено бедностью, погружено в бедность».
Жили Куравлевы в коммуналке отец Вячеслав Яковлевич работал неподалеку, на авиационном заводе «Салют», мама Валентина Дмитриевна - на кожевенном заводе, потом в парикмахерской, дамским мастером.
- Готовясь к съемкам, Шукшин расспрашивал Куравлева о детстве, - говорит Анатолий Скорякин. - Режиссера интересовали всякого рода подробности: школьные друзья, дворовые компании, родители, что радовало в детстве радовало и что огорчало.
Сразу после начала войны Валентину Дмитриевну арестовали по 58-й статье. «Наверное, в назидание тем, кто любил языком чесать, хотя она, напротив, была молчаливой», - рассказывал актер. За арестом последовала ссылка в Караганду, где она пять лет работала на металлургическом заводе.
5-й класс на Кольском полуострове
Леня остался в Москве, его растила мамина сестра, тетя Надя. После войны место ссылки изменилось: Кольский полуостров, поселок Зашеек, спецпоселение на красивом озере Имандра. Завод теперь был деревообрабатывающим.
В 1948 году, когда срок ссылки подходил к концу, 12-летнему Лене разрешили поехать к матери, с которой они не виделись семь лет. Он провел в Зашееке около года – учился в пятом классе.
Потом вернулся в Москву, в Мейеровский проезд, вскоре приехала и мама.
Жили по-прежнему трудно, но детство есть детство. Леня с приятелями часто бегал в кинотеатр «Родина» на Семеновской. Из всех фильмов самым любимым был «Большой вальс». Рассказывая об этом в середине 1980-х киноведу Борису Рыбаку, артист называл эту картину сказкой и начинал напевать «Это было недавно, это было давно».
Работал в артели
Куда поступать после школы, выпускник школы Леонид Куравлев не знал. Во ВГИК пошел по совету кузины, главным образом потому, что там не надо сдавать математику.
На экзамене читал басню Крылова «Слон в случае», сцену бабьего бунта из «Поднятой целины» и отрывок из «Хорошо» Маяковского. На третий тур его не допустили, но отдавая документы, посоветовали позаниматься и попробовать поступить на следующий год.
Леонид пошел работать в артель «Оптик» Мосгорхимпромсоюза. Это предприятие на Измайловском шоссе, 20, выпускало стеклянные елочные игрушки украшения и линзы для объективов фотоаппаратов. Через год Куравлева во ВГИК приняли, а артель была преобразована в Завод стеклянных елочных украшений и оптических изделий.
«Не было бы Васи – не было бы меня»
Амплуа Куравлева в кино с самого начала определилось как простак. Но простаки, за редким исключением, звездами не становятся. А Куравлев – стал, на эту орбиту его вывел Шукшин .
- При слове «Шукшин» Леонид просто начинал петь. Он говорил: не было бы Васи – не было бы и меня.
В 1989 году шла подготовка к 60-летию со дня рождения Шукшина. Центр культуры имени Шукшина, который создали Георгий Бурков и Анатолий Скорякин, решил организовать вечер в Доме кинематографистов. Составили список выступающих – актеров, режиссеров, стали приглашать. Услышав, что гонорара не предусмотрено, телевидения не ожидается, многие начинали отказываться, мол, очень заняты, много работы. Куравлев позвонил организаторам вечера сам:
- Я вас поздравляю, вы реализовали мою мечту – центр Шукшина. Когда состоится вечер? Обязательно буду.
Он приехал первым. Обошел всех, кто должен был выступать, попросил чтобы не забыли рассказать о Василии Макаровиче самое главное: как он ездил перед съемками фильма «Они сражались за Родину» к Шолохову, в станицу Вешенская, как готовился снять фильм-эпопею «Я пришел дать вам волю» - по своей книге о Степане Разине.
Не выходи из вагона
- Драма Леонида Вячеславовича в том, что когда не стало его жены, он ушел из мира кино, стал затворником, - говорит Анатолий Скорякин. - Есть правило: пока жив, не выходи из вагона. Да, жалко, горько, больно, что уходят близкие, да, они уходят раньше нас. Но мы все едем к одной станции. Леонид Куравлев был нашим самым солнечным артистом, и как печально, что в конце пути он так помрачнел. Нельзя сходить с поезда раньше времени. Жизнь продолжается.
Помните последние кадры в «Живет такой парень»: больничная палата, наступает новый день, просыпаются больные, поднимает голову и садится в кровати и старик, который, казалось бы, уже не встанет. «Значит, будем жить!», - улыбается солнечному лучу Пашка Колокольников, герой Куравлева.