Кого можно удивить BMW X1? Никого. Да, "баварец", да, кроссовер – и что? Солидным его не назовешь, внешность по-немецки правильная и во многом скучная, хотя в целом машина хороша. А если хочется получить столь же сбалансированный автомобиль, но при этом выделиться на дороге? Англичане тянут руки – у них есть ответ в виде MINI Countryman F60. Впрочем, насчет столь же сбалансированного я погорячился...
Трудности позиционирования
Длина MINI Countryman – 4299 мм, ширина – 1822, высота – 1557, размер колесной базы – 2670, клиренс – 165 мм. При этом на официальном сайте MINI машину именуют универсалом-авантюристом, хотя, если смотреть на длину, это скорее хэтчбек.
Но если что-то выглядит как кроссовер, может иметь подключаемый полный привод, обладает "огромным" клиренсом 165 мм и пластиковым черный обвесом по периметру снизу, может быть, это и есть кроссовер? В подтаявший сугроб на парковке заехал и без посторонней помощи выехал – точно кроссовер.
Впрочем, если бы автомобили могли реагировать по-человечески, то, глядя на цифры дорожного просвета Countryman, Creta и уж тем более Duster с Kaptur превратились бы в хохочущих испанцев. В общем, куда-то, кроме грунтовки и сугроба на парковке, на этой машине лучше не соваться.
Так, может, все-таки хэтчбек? Формально так и есть, но, видимо, восприятие этого автомобиля зависит от эго владельца. Чего не отнять у покупателей MINI, так это вкуса, хотя кто-то может назвать его специфическим.
Как бы там ни было, "внешка" у Countryman небанальная и при этом узнаваемая. С другой стороны, смотришь на машину – и не можешь ни за что ухватиться взглядом. Нет ни одного вычурного, кричащего элемента. Ничего обращающего на себя внимание. Образ MINI цепляет целиком.
Английская экстравагантность
Зато в салоне можно много на что посмотреть и поудивляться дизайнерским решениям.
Панель приборов на рулевой колонке, спидометр, оформлением крайне напоминающий советские мотоциклетные; дисплей медиасистемы, вписанный в так называемую тарелку со светящейся окантовкой; тумблеры на центральной консоли и у плафона освещения – все выглядит весьма интересно.
Запуск двигателя нажатием на тумблер – это все-таки странно, во всяком случае поначалу. Но это едва ли не единственный тумблер, которым приходится пользоваться постоянно. Столь же часто вы будете разве что отключать систему Старт/Стоп переключателем по соседству. Управление же "климатом" реализовано в виде стандартных вращающихся барашков и привычных кнопок.
Куда больше вопросов, чем тумблеры, может вызвать олдскульная бээмвэшная "стрекоза" без фиксированных положений. Вот что действительно требует привыкания.
Зачастую то, что выглядит странно и необычно, оказывается неудобным в использовании. Но надо отдать должное эргономистам MINI – они хорошо выполнили свою работу.
А вот в плане сидений заниматься изобретательством в MINI не стали. Пускай раскрой обивки и отличается, но и по внешнему виду, и по профилю это стандартные сиденья BMW. Без изысков, но вполне удобные.
Аналогичная ситуация и с задним диваном. Сидится на нем вполне комфортно, можно ехать далеко, но лучше вдвоем – троим будет тесновато. Места для ног хватает, хотя если спереди посадить рослого водителя, а за ним такого же пассажира – последнему не позавидуешь. Люди же среднего роста усядутся сами за собой нормально, пускай и без особого запаса пространства до переднего кресла.
Задний диван может двигаться вперед-назад на 13 см, но не в нашей версии. Зато его спинка регулируется по углу наклона, хотя, если поставить ее вертикальнее стандартного положения, понравится это только грузу в багажнике. Но рано или поздно эта возможность может пригодиться из-за трапециевидной формы багажного отсека, усложняющей перевозку крупных грузов, близких по форме к параллелепипеду.
Сам багажник не очень большой, его объем составляет 450 литров. И судя по всему, это с "подпольем". В побывавшей на тесте машине отсутствовал фальшпол, который позволяет спрятать под собой ремкомплект для ремонта шин и огромное количество всяких нужных в машине вещей типа огнетушителя, аптечки, набора инструментов, троса и т.п., оставив свободным основной объем. То есть все, что видно в кадре на фото, должно быть скрыто от глаз. Если спинки заднего ряда сложить, багажный отсек увеличивается до 1390 литров.
Все же знают, что на пикниках удобно сидеть в проеме открытой двери багажника? Для Countryman можно было заказать специальную подушку, которая кладется на порог багажника и прикрывает выступающим язычком задний бампер, позволяя комфортно усесться двоим людям. Эдакий продвинутый аналог покрывала.
Здравствуй, BMW!
Countryman F60 построен на платформе UKL2. Под капотом версии Cooper – трехцилиндровый полуторалитровый бензиновый двигатель B38 с одной турбиной, алюминиевым блоком и алюминиевой 12-клапанной головкой. Он выдает на передние колеса 136 л.с. мощности и 220 Нм крутящего момента.
Этот двигатель считается весьма надежным. Но, как и многие моторы с прямым впрыском, страдает отложениями нагара на впускных клапанах, также хлопот могут подкинуть система Valvetronic и фазорегуляторы Vanos.
Коробка передач в побывавшей на тесте машине механическая 6-ступенчатая – вымирающий вид.
Привод в данной модификации передний, но машина со 136-сильным полуторалитровым бензиновым двигателем может быть и полноприводной, где крутящий момент на заднюю ось передается посредством муфты BorgWarner.
Что касается подвески, то спереди традиционный McPherson, сзади "многорычажка", и ресурс всего этого зависит от условий эксплуатации.
До свидания, BMW!
Забираешься внутрь MINI Countryman и сразу обращаешь внимание, что двери не закрывают пороги. А пороги довольно толстые и при посадке и высадке испачкаться о них проще простого. У собрата по платформе X1 F48 пороги также ничем не прикрыты, но их форма более удачная.
Зато с посадкой никаких проблем. Диапазон регулировки рулевой колонки по вылету большой, поэтому удобное положение находится быстро. И решение с расположением приборной панели надо признать едва ли не гениальным: как бы ты ни садился, в какое бы положение ни ставил руль – приборы всегда остаются читаемыми.
Если настройки X1 F48 я после теста назвал балансом управляемости и комфорта, то в MINI Countryman Cooper кинематика подвески иная, уклон сделан в сторону драйверских качеств, что сказалось на комфорте. Но я бы не назвал эту машину жесткой – просто BMW мягче.
Зато управляется MINI здорово. Оптимальное усилие на руле, прозрачная обратная связь, минимальные крены – в навигаторе этой машины просто обязана присутствовать опция прокладывания маршрутов по максимально извилистым дорогам.
Вот только с такими настройками шасси хочется мотор помощнее: двухлитровый бензиновый на 192 л.с. или дизель на 190 л.с. с разгоном до "сотни" за 7,5 секунды. Все-таки возможностей бензиновой 136-сильной "полторашки" для Countryman впритык, хотя 9,6 секунды до 100 км/ч – это все равно быстрее, чем у доброй половины городского потока.
Механическая КПП работает четко, но стоило один раз выжать сцепление – и захотелось "автомат". Понятно, что это особенность конкретной протестированной машины, но педаль сцепления в ней оказалась настолько тугой, что я невольно вспомнил свой старый Scenic. В чем X1 точно лучше Countryman – это в шумоизоляции. MINI шумным не назвать, но и тихоней он не является. В салон доносятся звук двигателя, гул шин, на скорости добавляются аэродинамические шумы.
Обзорность с водительского места хороша во всех направлениях, единственная претензия – к салонному зеркалу. Оно очень маленькое и требует филигранной настройки, чтобы в него было полностью видно заднее стекло.
Наш вердикт
MINI Countryman – это, с одной стороны, стиль и удовольствие от вождения, с другой – вполне семейный автомобиль. Он позволяет не изменять привычкам тем автомобилистам, которые получали удовольствие от маленьких MINI, но обзавелись семьей и вынуждены приобретать более просторную машину. Он же дает возможность окунуться в мир британской марки тем, кому помимо драйверских качеств нужна еще и хоть какая-то практичность.