Советский и российский авиалайнер и транспортный самолет 1-го класса Ту-154 появился на свет в 1968 году. В эксплуатацию самолеты КБ Туполева пошли в 9 февраля 1972 года. И вот уже более 50 лет 154-ый служит «Аэрофлоту» верой и правдой. Увы, но на сегодняшний день производство этих лайнеров остановлен. Прекратили выпускать их в 2013 году. За все время самарский завод «Авиакор» произвел более 1 тысячи таких, а сегодня в строю осталось всего 26.
До 1968 года в Советском Союзе было три главных среднемагистральных самолета. Это Ту-104 выпуска 1956 года, Ан-10 и Ил-18 выпуска 1957 года. К концу 1860-х годов все перечисленные машины уже начали устаревать, а потому нуждались в постепенной замене. И вот, в 1963 году в КБ Туполева под руководством главного конструктора Дмитрия Сергеевича Маркова начались работы над авиалайнером нового поколения. Им должен был стать Ту-154. Также на роль нового главного среднемагистрального самолета претендовал в итоге не состоявшийся Ил-72 от КБ Ильюшина. Перед советскими конструкторами была поставлена задача сделать самолет не хуже, чем американский Boeing 727, появившийся на свет в 1963.
Первый опытный образец нового лайнера от КБ Туполева был готов уже в 1966 году. Спустя два года состоялся первый полет. Машиной управлял Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель Юрий Владимирович Сухов. Спустя еще год машину показали на авиасалоне в Ле-Бурже. Серийное производство лайнеров нового поколения началось в 1970 году на Куйбышевском авиационном заводе №18, который сегодня больше известен как «Авиакор». На воздушные трассы «Аэрофлота» машина вышла 9 февраля 1972. Первые самолеты поставлялись в аэропорт Внуково в Москве и летали по рейсам в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные воды. Первый заграничный рейс Ту-154 был сделан в ГДР в коммуну Шёнефельд. При этом действительно массовым 154-ый стал только к середине 1980-х годов.
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<<
К концу 1980-х годов среднемагистральный советский самолет использовался почти в половине стран мира. По своим характеристикам машина была вполне сопоставима с уже упомянутым Boeing 727. В зависимости от модели лайнер 1-го класса мог брать на борт от 152 до 180 человек. Потери самолетов в авариях и катастрофах составили 71 машину. У Boeing 727 этот показатель почти в 2 раза выше, однако и произведено 727-ых было также почти в 2 раза больше. Так что и здесь советская и американская машины оказались похожи. В 1998 году выпуск 154-ых достиг 918 самолетов. Однако, уже в 2013 году производство было решено остановить. На этот момент в мире одновременно эксплуатировалось 80 лайнеров Ту-154. Сегодня большая часть оставшихся самолетов или не способна летать, или уже ждет утилизации – порезки на металл.
В продолжение темы читайте про новый «Белый лебедь»: произведённый с нуля Ту-160М2 впервые поднялся в небо.
Источник: https://novate.ru/blogs/171022/64441/