Под статьёй, где я рассказал о том, что газ с Ковыктинского и Чаяндинского месторождений будет идти в Китай в очищенном виде, потому что из него на Амурском ГПЗ будут извлекать пропан, бутан, пентан-гексановую фракцию и гелий, один из комментаторов написал: «Одним словом — бензоколонка».
Я не могу понять, откуда у нас берутся такие люди, которые транслируют глупую пропаганду наших недругов, уничижительно отзываются о своей стране и в упор не хотят видеть, насколько индустриально-развитой является Россия. Хотя, возможно, это и не граждане России. Тем не менее, я с удовольствием повожу их face on the table, как говорится.
Вице-премьер Денис Мантуров 29 декабря сообщил о том, что Росавиация сертифицировала российский среднемагистральный самолет МС-21 для полетов с российским композитным крылом и отечественным двигателем.
Изначально планировалось, что этот самолёт будет производиться в тесной кооперации с западными фирмами. Ставка делалась, как и в случае с ближнемагистральным самолётом SSJ100, на то, что кооперация будет способствовать продвижению этого самолёта на зарубежные рынки и позволит ускорить начало его серийного производства за счёт того, что все основные агрегаты и механизмы западных фирм, во-первых, сертифицированы, во-вторых, прошли проверку временем и будут более привлекательными для зарубежных покупателей.
Ранее самолёт комплектовался двигателем PW1431G американской компании — производителя авиационных двигателей Pratt & Whitney и крылом из импортных материалов. Эта версия самолёта имела обозначение МС-21-300.
Параллельно наши моторостроители разрабатывали отечественный двигатель для этого самолёта под названием ПД-14 для версии МС-21-310.
Предполагалось, что покупатель сможет выбирать, какие двигатели будут установлены на заказываемые им самолёты. И вероятнее всего, зарубежные покупатели отдали бы предпочтение проверенным и надёжным американским двигателям, а вот наши двигатели ПД-14 пробивали бы себе дорогу с большим трудом даже на внутреннем рынке.
Но, увидев, что у нас получился весьма неплохой самолёт, который составит конкуренцию их продукции, «уважаемые западные партнёры» решили поступить с нами не по-рыночному — вместо честной конкуренции замедлить выход этого самолёта на мировой рынок.
В 2018 году они воспользовались предлогом о необходимости введения санкций и запретили поставку двигателей и углеволокна для производства композитного крыла, которое является изюминкой нашего самолёта, потому что значительно больше и легче обычного, что повышает его экономичность, а значит, снижает цену билета.
Но у партнёров в очередной раз что-то пошло не так - не получилось у них приземлить наш самолёт.
Наш двигатель оказался не хуже американского, да и углеволокно мы за пару лет научились производить сами, причём не хуже зарубежного.
А в части технологий мы даже превзошли конкурентов, которые собирают композитное крыло из разных частей, тогда как у нас его изготавливают целиком на заводе в Ульяновске.
У нас всё пошло так - получилось создать очень хороший и крайне конкурентоспособный самолёт с отечественным двигателем и отечественными же композитными крыльями.
А этот робот должен заменить импортное оборудование для производства композитного крыла, это новейшая разработка российских инженеров:
Всего же планируется заменить порядка восьмидесяти систем, в которых полностью или частично использовались импортные детали. Начало серийного производства самолёта, полностью изготовленного из российских комплектующих, намечена на конец 2024 года.
На этой фотографии вы видите самый первый собранный самолёт, на котором ранее были установлены американские двигатели.
И хотя надпись на нём осталась прежняя, теперь это уже не МС-21-300, а МС-21-310, потому что на нём установили российские двигатели ПД-14 для ускоренного прохождения всех видов испытаний.
Серийные самолёты с американскими двигателями теперь производить не планируется в принципе.
Проект МС-21-300 отправлен утиль, и больше мы ошибку под названием "кооперация с западными партнёрами", надеюсь, никогда не совершим.
Напомню, что вскоре начнётся серийное производство и ближнемагистрального SSJ NEW с российскими двигателями ПД-8.
Почему я считаю этот самолёт крайне конкурентоспособным? А вот почему.
Большинство незападных стран убедились, что западные партнёры могут поступить с ними точно так же как с Россией и в одночасье лишить воздушного флота, затребовав свои самолёты, находящиеся в лизинге, назад.
А это значит, что у значительного количества стран будет стимул закупать наши самолёты, тем более, что мы теперь не зависим от импортных двигателей и комплектующих, поэтому испрашивать разрешение на продажу своих самолётов, например, тому же Ирану - не обязаны.
Замечу, что даже китайцы не могут похвастать своим самолётостроением, потому что они выпускают самолёты с импортными двигателями, которых в любой момент могут лишиться из-за санкций.
Следовательно, у России, в плане экспорта самолётов, сейчас открываются отличные перспективы, особенно учитывая, что себестоимость наших самолётов аналогичного класса будет чуть ли не в разы ниже западных, потому что у нас более низкие цены на энергоресурсы.
А это значит, нам необходимо расширять и расширять это высокотехнологичное производство, и тогда как минимум полмира будет летать на российских самолётах, как раньше почти полмира летало на самолётах СССР.
Вот такая у нас "страна-бензоколонка", друзья.
И самолётостроение - это только одна из высокотехнологичных отраслей, которые у нас есть и которыми мы можем гордиться. Я буду периодически публиковать статьи на эту тему, чтобы вы знали и гордились своей страной, а также могли повозить face on the table всепропальщиков и хулителей.
Буквально на днях, выступая в Совете Федерации, глава Ростеха Сергей Чемезов сообщил, что госкорпорация начнет серийный выпуск новых среднемагистральных российских лайнеров МС-21 в 2025 году, а полностью импортозамещённого самолета Superjet New (SJ-100) — с 2026 года.
Подписывайтесь на мой блог, чтобы ничего не пропустить, а ещё подписывайтесь и на наш канал "Выключаем эмоции, включаем ум" - надеюсь, что я и мои коллеги будем вам интересны.