Найти тему

Составляем обоснование невозможности закупки отечественного ПО (Законы №№ 44-ФЗ и 223-ФЗ)

Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок
Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок

В связи с принятием и вступлением в силу постановления Правительства РФ от 22.08.2022 № 1478 заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, будут вынуждены готовить обоснование невозможности закупки отечественного программного обеспечения, если перед ними встанет вопрос приобретения иностранных программных продуктов для использования на значимых объектах критической информационной инфраструктуры.

Для осуществления закупки иностранного программного обеспечения потребуется оформить заявку для получения согласования уполномоченного органа, в которую, помимо прочего, необходимо будет включить обоснование невозможности использования заказчиком отечественного программного обеспечения. Согласно постановлению Правительства РФ от 22.08.2022 № 1478 такое обоснование готовится в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 (применяется в закупках по Закону № 44-ФЗ). После получения согласования заказчик может приступить непосредственно к планированию и осуществлению закупки.

Практика подготовки обоснования по Закону № 44-ФЗ уже сложилась. Заказчики, по мнению автора настоящей статьи, допускают ряд типовых ошибок при его составлении. Аналогичные ошибки вероятно будут допускать и заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ. Рассмотрим основные.

1. Согласно постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 обоснование должно содержать ряд положений, одним из которых является указание причины, по которой заказчик не имеет возможности купить отечественное программное обеспечение. Существует две возможные причины:

а) в едином реестре российского программного обеспечения и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое заказчиком к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Обратите внимание на пп. «а». В нем говорится об отсутствии регистрации программных продуктов в реестрах по соответствующему классу. На данный момент нет ни одного класса, по которому программные продукты были бы не зарегистрированы. Данная причина могла использоваться заказчиками ранее, когда реестры только появились и начали формироваться. Сейчас же заказчики могут указывать только причину, сформулированную в пп. «б», что влечет за собой включение в обоснование нужных заказчику характеристик, которым не соответствуют программные продукты, зарегистрированные по соответствующему классу в реестрах. Таким образом, первой распространенной ошибкой заказчиков при формировании обоснования является указание причины из пп. «а» и, следовательно, отсутствие в обосновании сравнения характеристик требуемого программного продукта с характеристиками программных продуктов из реестров. Причиной ошибки является то, что заказчики полагают, что в обоснование нужно включать только близкие по функционалу программные продукты из реестров, а если таких нет, то и включать ничего не надо. Ничего подобного постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 не предусматривает.

2. Второй распространённой ошибкой составления обоснования является отсутствие в нем сравнения необходимых заказчику технических характеристик программного продукта с техническими характеристиками всех программных продуктов, зарегистрированных в реестрах по соответствующему классу. Заказчики проводят сравнение только с наиболее функционально приближенными альтернативами. Причина ошибки такая же: невнимательное прочтение положений постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

3. Отдельные же заказчики вовсе не утруждают себя подготовкой какого-либо обоснования, говоря о том, что приобретаемые программные продукты необходимы для взаимодействия с программными продуктами, которые уже были куплены ранее и никакой альтернативы им быть не может. Почему это является ошибкой комментировать не нужно.

Автор статьи: Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 1 (101), январь 2023 г.)

Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок:

И на Рутуб:

https://rutube.ru/video/2ec8128fe202819b2f6196720f1f7d08/