Сэр Джон Эверетт Милле, 1-й баронет - крупный английский живописец, один из основателей «Братства прерафаэлитов».
Джон Милле родился на побережье Южной Англии, в Саутгемптоне, 8 июня 1829 года. Он был третьим, младшим, ребенком в семье Джона Уильяма и Эмили Милле. Начальное образование Джон получил дома и рисунком увлекся уже в четырехлетнем возрасте. Когда ему исполнилось девять лет, родители переехали в столицу, чтобы дать ребёнку возможность учиться живописи.
По приезде в Лондон, Джон был представлен президенту Королевской академии художеств Арчеру Ши, который, изучив альбомы с рисунками, отнесся к нему весьма благосклонно. Но для поступления в академию требовалось начальное художественное образование, и девятилетний Джон был определен в художественную школу Генри Сасса, в которой проучился два года и был награжден серебряной медалью Общества Искусств за успехи в учебе.
В декабре 1840 года, в возрасте 11 лет, Милле поступил в Королевскую академию художеств, став самым молодым студентом за всю историю академии. В академии Джонни проучился шесть лет. В 1843 году он получил серебряную медаль за рисунок, а к 15 годам он уже прекрасно владел кистью. В 1846 году его историческая картина «Писарро берёт в плен перуанских инков» была признала лучшей на академической выставке того года.
В следующем году получил золотую медаль за картину «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама».
В 1848 году, на одной из выставок, Милле знакомится с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основывает «Братство прерафаэлитов». Прерафаэлиты - направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.
Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Первоначально «Братство прерафаэлитов» состояло из семи «братьев»: Джона Эверетта Милле, Холмана Ханта, Данте Габриэля Россетти, его младшего брата Майкла Россетти, Томаса Вулнера, Фредерика Стивенса и Джеймса Коллинсона. Они были друзьями, разделяли взгляды друг друга на современное искусство: в частности, они считали, что современная английская живопись зашла в тупик и умирает, и наилучший способ ее возродить - вернуться к искренности и простоте раннего итальянского искусства (то есть искусства до Рафаэля, которого прерафаэлиты считали основателем академизма). Поначалу свои работы они подписывали буквами «P. R. В.», что означало брат-прерафаэлит.
Ранние работы Милле характеризуются значительной детализацией, в частности - картина «Христос в родительском доме», которую сочли излишне реалистичной и в газете «Таймс» окрестили как «возмутительную». Главная претензия к картине состояла в том, что члены Святого семейства написаны как простые труженики, что у них руки натруженные, а мастерская завалена рабочим мусором. Но, если внимательно присмотреться к картине, обнаружится, что она переполнена символикой. Например, на задней стене, над головой Христа находится треугольник, обозначающий Святую Троицу, а рядом, на лестнице, находится голубь - «Святой Дух». Бытовая реалистичность занятий святого семейства возмутила ценителей канонического стиля, картина вызвала такую волну негодования, что королева Виктория попросила доставить её в Букингемский дворец для самостоятельного осмотра.
Сложившуюся ситуацию спас Джон Рёскин - влиятельный историк искусства и художественный критик Англии. Несмотря на то, что в 1850 году ему было только тридцать два года, он уже являлся автором широко известных работ об искусстве. В нескольких статьях, опубликованных в «Таймс», Рёскин дал произведениям прерафаэлитов лестную оценку, подчеркнув, что их работы могут «лечь в основу художественной школы, более величественной, чем все, что знал мир предыдущие 300 лет». Кроме того, Рёскин взял под своё крыло Милле, в котором сразу увидел выдающийся талант.
Благодаря постоянному стремлению к совершенству, искусство молодого Милле рано получило признание соотечественников. Звание академика Королевской академии художеств он получил в 24 года.
Прерафаэлиты впервые позволили себе изображать женщин уставших, соблазнительных, задумчивых, страстных, печальных – во всех человеческих проявлениях. Когда в 1851 году на выставке Академии художеств Джон Эверетт Милле представил картину «Марианна», к ней крепилась табличка с четверостишием из одноименного стихотворения Альфреда Теннисона:
«Как жизнь пуста!» - она сказала
«Он не придет и впредь.
А я устала, так устала,
Уж лучше умереть!».
Милле выбирал литературные сюжеты, чтобы говорить о современности. Марианна – героиня пьесы Шекспира «Мера за меру», ее отверг жених после того, как девушка лишилась приданого, а вместе с ним и любимого брата. Она поселилась в полном одиночестве в фермерском доме, окруженном рвом. Ее дни похожи один на другой: ночь сменяет день, все вокруг медленно погружается в запустенье. Но предательство жениха и невозможность быть с ним рядом только добавили силы чувствам Марианны: «его несправедливая жестокость, вместо того, чтобы угасить страсть, сделала ее, как препятствие в потоке, еще более бурной и необузданной». Милле пишет обманутую девушку здесь, в уединении, в тишине, в ожидании, в мольбе о смерти вместо такой жизни. Она оторвалась от вышивки, чтобы размять спину, но этот простой жест исполнен страсти. Пустой, безлюдный, равнодушный мир – бессменная, лишенная примет времени декорация к женскому страданию.
В 1851-1852 годах Милле пишет одну из самых знаменитых своих работ – «Офелию». Об этой картине речь пойдет в отдельной статье.
В 1853 году Рёскин, который страстно увлекался геологией и интересовался ботаникой, пригласил Милле в совместное путешествие по Шотландии, целью которого было посещение природных памятников, а также создание портрета критика. Летом 1853 года Рёскин, его жена Эффи и Милле отправились вместе на лето в Гленфинлас, где Милле и Эффи полюбили друг друга.
Эфимия (Эффи) Рёскин, в девичестве Чалмерс Грей, родилась в Перте, в Шотландии и жила в поместье деда своего будущего мужа. Они много общались в детстве, несмотря на разницу в возрасте. Семья Рёскин поддерживала их союз, но все пошло не по плану с первого дня. Через пять лет их брак был признан недействительным на основании того, что Эффи оставалась невинной. На суде Рёскин свидетельствовал, что несмотря на то, что большинство людей считает его супругу очень привлекательной, некоторые части ее тела вызывают в нем отвращение. Их скандальный развод стал темой для создания трех фильмов, двух пьес, нескольких романов и даже оперы.
Милле и Эффи поженились через год после завершения судебного процесса 3 июля 1855 года. Супруги перебрались в Перт и это был счастливый союз, в котором родились четыре сына и две дочери.
Ответственность перед семьёй, рождение детей сильно повлияли на Милле: он писал большое количество портретов известных деятелей, пейзажей, чтобы иметь возможность содержать свой дом.
Когда в 1853 году Милле стал членом Королевской академии художеств, один из основателей «Братство прерафаэлитов», Россетти объявил это событие концом Братства: «Круглый стол отныне распущен».
Сам Джон Милле глубоко переживал собственное отречение от взглядов прерафаэлитов, некоторые портреты считал полной катастрофой для себя. Зато новое поприще обеспечило ему огромную популярность, состояние – он зарабатывал до 30 тыс. фунтов стерлингов в год. В 1861 году художник с семьей смог поселился в большом особняке в районе Кенгсингтон.
Беспрецедентная слава и богатство никак не повлияли ни на очарование его личности, ни на рабочую активность. Сам художник говорил, что ни на один день не переставал писать, да и заказов, от которых невозможно было отказаться, становилось все больше: лорды, герцоги, бароны, их жены и дети хотели портреты кисти знаменитого Милле.
Милле изобразил восемнадцатилетнюю Маргарет Уилсон, члена Ковенантского движения. Она была прикована к скале Солуэй-Ферт и приговорена к смерти через утопление за отказ признать короля Англии и Шотландии Карла II главой церкви.
К такой жестокой казни были приговорены Маргарет и еще одна женщина. Когда их приковали к камням, Маргарет предложили раскаяться, но она ответила твердым отказом. Старая женщина, прикованная рядом с Маргарет, уже скрылась под водой, а голову девушки придерживал поверх прилива один из солдат, прося её признать, что король - по праву глава церкви. Маргарет отказалась и погибла в волнах, читая псалмы.
Одним из лучших портретов Милле является работа «Луис Джоплин». На портрете в три четверти на нейтральном фоне миссис Джоплин одета в нарядное черное платье, расшитое яркими цветами; она смотрит на зрителя, в руках за спиной веер.
В 1886 году Милле написал портрет Изабеллы Элдер, проявлявшей интерес к образованию, особенно женщин, и благосостоянию жителей Гована в Глазго. Только в Говане Элдер отвечала за строительство библиотеки Элдер-парка, Школы домашнего хозяйства, больницы Коттеджей, Дома для медсестер Коттеджей и др.
Он писал много портретов на заказ, особенно полюбились публике детские портреты, моделями часто выступали его собственные дети.
Малыш, пускающий мыльные пузыри - это внук Милле - Уильям Милбурн Джеймс, одетый в стиле «Маленький лорд Фаунтлерой», которому в то время было четыре года.
Вначале картина называлась «Мир ребёнка» и конкретно под таким заглавием была в первый раз выставлена в Галерее Гросвенор в 1886 году. Она была приобретена Уильямом Ингремом, обладателем большого журнала «The Illustrated London News».
В журнале её увидел управляющий Pears Томас Дж. Барратт и перекупил за 2200 фунтов. «Pears Transparent Soap» - одна из старейших компаний по производству мыла.
Компании требовалось разрешение художника, чтобы они могли изменить картину и добавить логотип Pears, а потом использовать в маркетинговых целях. В 1887 году Pears полностью выкупила у Милле права на картину и сделала из неё рекламу для мыла. Реклама оказалась настолько популярной, что Уильям Джеймс, ставший позже адмиралом Королевского военно-морского флота, до конца жизни был известен как «Bubbles» -Адмирал Пузырик.
К концу своей жизни он практически полностью сосредоточится на пейзажах, особенно его привлекала Шотландия, где он написал двадцать одно полотно, невзирая на тяжелые погодные условия, и портретах с тяжелыми мазками чистой краски в технике импасто. Ювелирная легкость, свойственная его ранним работам уйдут, раскрывая новые грани зрелого таланта. Милле промокал под дождями, отдавался на съедение мошкам, страдал от холодных осенних ветров, простужался, чтобы написать лютики, ромашки и водную гладь настолько точно, чтобы ни в единой детали не исказить природу.
Картина представляет собой живописный вид на леса в Пертшире. В то время как густой пейзаж из приглушенной зелени и золотистого, мягкого желтого цвета, лишенный каких-либо фигур, очень детален, присутствие тумана придает ему некую абстрактность, что отличает эту картину от более ранних чистых, четких работ Милле.
Милле стал первым английским художником, получившим титул баронета в 1885 году, а в 1896 году - место президента Королевской академии искусств.
В 1894 году у Милле обнаружили рак гортани, операция дала свои результаты, но Милле страдал от сильных головных болей и проблем с глазами. Он писал своей жене: «… эта вынужденная праздность так утомляет меня. Иногда я чувствую в себе силы вернуться к работе, но страх снова заболеть останавливает меня…». Умер живописец через полгода, 13 августа 1896 года. Он прожил всего 67 лет.
В 1904 году, через восемь лет после кончины, ему поставят памятник напротив Академии, что было признанием роли Милле в истории английского искусства.
Милле и без благородной родословной стал человеком, которого в первой посмертной биографии назовут «типичным англичанином, в лучшем смысле, со всеми физическими и интеллектуальными особенностями, которые позволили нашей нации возвыситься над всем миром».
https://dzen.ru/media/id/62dff205509b455e7604aca9/prekrasnaia-ofeliia-djona-mille--chast-2-63b886ba3b9b497c5d4a329a - Прекрасная «Офелия» Джона Милле ( часть 2)
Спасибо за прочтение. Если Вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк...