Найти тему
Нетопырь читает Ваху

Подними кровавую бурю, Шадрак: «Медузон» Дэна Абнетта

Повесть Дэна Абнетта «Медузон» рассказывает о самом начале Ереси Хоруса — прямо после Истваана. Расколотые легионы. Железный Десятый, пытающийся выстоять после гибели примарха.

И Шадрак Медузон — человек, подаривший легиону надежду.

Если вы не знаете, кто такой Дэн Абнетт, то наверняка и с самим Вархаммером знакомы едва-едва. Нет, этот писатель работает далеко не только с «БЛ». Чтоб вы понимали, Абнетт — это человек, который придумал енота Ракету из «Стражей Галактики». Личные проекты у него тоже есть. Но он внес огромный вклад в развитие далекого темного будущего. Так вот, он даже не очень интересные мне фракции ухитряется раскрыть так, что отрываться от книги не хочется. Так произошло и с Х легионом.

Повесть «Медузон» начинается с того, что в апотекарионе на корабле нет хирургического лазера. И это прискорбно, так как раненых в боях с силами Хоруса оказалось очень много; в том числе и сам Медузон. Предупреждаю сразу: если вас пугают расчлененка и медицинские манипуляции во всех неаппетитных подробностях — запаситесь валидолом. Ибо гримдарк. Абнетт внимателен к деталям, и в книге будет много… деталей. Война у него всегда очень тяжелый и неприятный труд. А космоморяки — не забронзовелые памятники, а обычные, иногда солдафонистые, иногда грубые и жестокие, иногда честные и порядочные люди. Они страдают, любят, сквернословят, мрачно шутят. К слову, Медузон в легионе славился черным юмором. Великолепные реплики и диалоги — настоящее украшение книги.

Через эти детали мы узнаем многое о Железных Руках в целом. Не знаю, читал ли Абнетт «Далекую Радугу» — «Пикник на обочине» читал точно, в «Рейвеноре» есть отсылки, — но легионеры ЖР у него напоминают мне Камилла (впоследствии Д. Гаймер в «Оке Медузы» пойдет по тем же путям). Того ученого, который отказался от эмоций, чтобы все силы бросить на исследования, а в итоге отсек себя от понимания людей, не получив ничего взамен. ЖР же под лозунгом «Плоть слаба» отказались от большого куска человечности, надеясь, что это высвободит им силы для сражений.

Это не мешает им быть крайне чувствительными к малейшей непочтительности. Меж тем именно среди них достаточно откровенных грубиянов. Одного из них даже не хотят назначить на высокую должность из-за привычки к хамству.

Главная интрига в повести — это руководство легионом после смерти Ферруса.

Когда хочешь обсудить книгу, главная проблема вот в чем: даже если книга старая, обязательно найдется кто-то, кто ее еще не читал, и любой комментарий по ее поводу воспримет как спойлеры. Поэтому я просто скажу: обратите внимание на апотекария Горгонсона. На то, сколько лет им с Шадраком. На настоящую фамилию Медузона.

Обратите внимание на Железных Отцов. На их отношения, их страхи, их восприятие жизни. На то, как они воспринимают Медузона — человека прямолинейного и не выбирающего выражений. И на то, почему Медузон получает повышение.

Обратите внимание на то, как Медузон потерял руку — уже аугментическую — во второй раз…

Шадрак Медузон
Шадрак Медузон

В книге также фигурируют Сыны Хоруса — и тоже кое-что бросается в глаза. Вероятно, все заметили, что Сыны Хоруса до коррапта были идеальным легионом. Так нам их представили, так считает чистый душой Локен, так и мы считаем… а правда ли это? Почему нам то и дело попадаются Сыны Хоруса, которые задолго до Ереси славились кто коварством, кто жестокостью, кто неумеренной агрессивностью, кто подлостью? Не так уж много среди них было порядочных людей — да и тех истребили на Истваане. Хорош идеальный легион!

Запомните также Джебеза Ауга. Он еще встретится нам — в «Старой Земле».

Заслуживает внимание противостояние Медузона с еще одним сыном «идеального» легиона, где процветали все темные проявления. Медузон отмечает, что он важен не только как умелый офицер, но и как символ: победить его значит подорвать боевой дух врага. Сын Хоруса воспринимает его ровно так же.

Весьма любопытно раскрыта линия «расколотых легионов»: на корабле ЖР оказываются Воронята и Саламандры. Это источник мелких, но интересных эпизодов, конфликтов и дружеских подначек на тему «Да как вы вообще завоевывали миры» — а порой и искреннего недоумения: боевые доктрины у легионов разные. Но высокомерие ЖР по отношению к кузенам в какой-то момент начинает подбешивать.

Железные Руки в атаке
Железные Руки в атаке

Сюжет книги своеобразно «закольцован», все ружья выстрелили, кроме тех, что развешаны для последующих текстов (к чести Хейли и Кайма, они в основном ими грамотно воспользовались), — получилась сюжетная спираль, выводящая героев на новый уровень.

Отдельно стоит упомянуть язык книги: он живой. У каждого из персонажей — особые речевые характеристики, которые отражают его взгляд на мир. Медузон — любитель сквернословия, но в его устах это уместно. А еще употреблено выражение «подними кровавую бурю». У нас, ориентируясь на слово bloody, которое в английском иногда употребляют в переносном значении — «чертов, гребаный», перевели именно как «чертова буря, гребаная буря». Но в античных драмах есть выражение «поднять кровавую бурю» — то есть Медузон с помощью этой пасхалки уподобляется античному герою.

Впрочем, как и все книги Абнетта, эта повесть мне нравится не столько тем, что она мастерски написана, сколько тем, что наводит на размышления. Она не пустая, это не боевки ради боевок, это книга о человеческом духе и о том, чем и ради чего стоит жертвовать, а боевки — лишь средство рассказать о главном.

Итак. Книга понравится: тем, кто любит боевки; тем, кто любит ЖР; тем, кто ценит увлекательное и динамичное повествование; тем, кто ценит глубокую смысловую прозу.

Книга не понравится тем, кто не любит стиль Абнетта и шок-контент.