Всегда интересно читать различные мемуары, письма домой и прочие воспоминания очевидцев событий Второй мировой войны. Но, особенно интересно, когда это пишут дети. Совсем юная наивность, вера в будущее и непонимание того, почему взрослые творят такие вещи, как они могут быть настолько злыми...
Когда в Германии к власти пришли фашисты, маленькой еврейской девочке по имени Анна было всего четыре года. Первое время жизнь семьи Франк, где она была вторым ребенком, протекала в спокойном русле - добрые соседи, мир и спокойствие вокруг. Но со временем, тучи над евреями в Германии стали сгущаться. Это понимал и глава семейства - Отто Франк, который оперативно собрал всех и эмигрировал в Амстердам. Там ему повезло сразу устроиться на хорошую должность в компанию, под названием "Опекта".
Жизнь снова наладилась, никаких гонений и притеснений в отношении евреев не было. Но, внезапно случилось то, чего вроде и ожидали, но не настолько скоро - 10 мая 1940 года фашисты вторглись в Голландию, а уже спустя четыре дня командование объявило о полной капитуляции. Как ни старалась семья Франк эмигрировать теперь уже в Америку, документы им не выдавали, а границы и вовсе позже закрыли. Эвакуироваться уже не было никакой возможности и оставалось только искать выход внутри страны. Именно в этот период Анна Франк и начала вести свой дневник. Дневник, о котором позже скажут: "За шесть миллионов евреев говорит один голос - не мудреца или поэта, а обыкновенной девочки. Дневник, который позже превратился в обвинительный документ".
"За правой дверью располагается задняя часть дома. Никто бы и не подумал, что за маленькой серой дверцей скрывается столько комнат. Справа от входа - лестница на второй этаж. Слева - коридор и комната четы Франк. Комната с умывальником, отдельный туалет. На втором этаже - большой светлый зал. Это бывшая лаборатория, поэтому там есть плита, раковина и рабочий стол. Также есть чердак и мансарда в верхней части дома".
В доме, где располагались офисы компании "Опекта", была скрыто пристроена еще одна часть дома. Ранее там располагались секретные лаборатории для производства пектина. Ирония судьбы заключалась в том, что пектин продавали немецкой армии, и использовался он как один из компонентов зажигательных бомб. То есть, Отто Франк работал в компании, которая помогала фашистам производить страшное оружие, при этом сам подлежал гонениям. Ту самую маленькую серую дверцу, о которой пишет Анна, замаскировали под шкаф с документами и в скором времени наметили переезд в свое убежище. Но внезапно пришлось поторопиться, потому как им пришли повестки явиться в местное гестапо. Франки перебрались в свое убежище вместе с семьей коллеги, который перед этим распустил слух о том, что Отто Франк эмигрировал в Швейцарию.
"28 сентября 1942 года. Все тяжелее становится осознавать, что мы уже никогда не сможем выйти на улицу. Испытывать постоянный страх перед тем, что тебя там могут поймать и отправить в концлагерь или еще того хуже. Перспектива не очень веселая".
Никто тогда, на самом деле, даже не подозревал, насколько долго придется сидеть в своем убежище. Да, коллеги Франка помогали его семье как могли, но, изо дня в день все опасались только одного - стука в ту самую дверь.
"9 октября 1942 года. Наших знакомых, тоже евреев, арестовывают целыми группами. Сначала их отправляют в гестапо, оттуда загоняют в вагоны для скота и затем увозят в еврейский лагерь в Дренте. Знакомые, которым удалось оттуда бежать, рассказывают, что заключенным не дают еды и питья. Воду из кранов подают всего на один час в день. Правда там всего один умывальник и туалет на несколько тысяч человек. Спать всем приходится на полу, всем вместе - мужчинам, женщинам и детям. Бежать практически нереально, потому как всех бреют наголо и это сразу бросается в глаза местному населению, которое сразу доложит в гестапо. Если так обращаются с заключенными в Голландии, то как же тогда в других местах, куда их отсылают".
"16 ноября 1942 года. Сегодня к нам поселился восьмой житель - дантист Фриц Пфеффер. По вечерам всюду снуют военные машины. Из машин выходят полицейские, звонят во все двери подряд и спрашивают, не живут ли там евреи. Если кого-то находят, то забирают сразу всю семью. Если не скрыться вовремя, то никому не удается обойти судьбу. В лучшем случае - отправят в Дренте. По ночам мы наблюдаем колонны ни в чем не повинных людей, подгоняемых фашистами. Дети, младенцы, женщины - все идут в этой колонне..."
Семья Франк довольно успешно скрывалась в своем убежище месяц за месяцем. Так прошел весь 1942-й год, а затем и 1943-й. Немцы уже терпели поражения по многим фронтам. Наша армия гнала их обратно в Берлин. В Голландии стали ходить слухи о том, что скоро высадятся союзники.
"29 марта 1944 года. Вчера по радио сказали, что различные воспоминания, дневники и письма приобретут позже большую ценность. Все сразу заговорили о моем дневнике. Ведь как интересно будет узнать потом из дневника о том, как вокруг эпидемия, на город сбрасывают бомбы, полицейские в каждой двери ищут евреев..."
В августе 1944 года произошло то, чего боялись больше всего - в ту самую серую дверь, которая была замаскирована под шкаф с документами, постучались. Оказалось, что один из сотрудников "Опекта" все же решил рассказать местному гестапо о том, что там скрываются евреи. Все, кто там находился, а также половина сотрудников компании, были арестованы.
Спустя четыре дня нахождения в тюрьме местного гестапо, вся эта группа людей была направлена в концлагерь Вестерборк и определена на участок самых тяжелых физических работ. Спустя месяц, всех отправили в концлагерь Освенцим. Для справки, это был последний эшелон, увозивший евреев в Освенцим. Из 1049 человек прибывших в концлагерь, более половины были отправлены в те самые камеры. Спустя еще месяц, большую часть узников Освенцима отправили в лагерь Берген-Бельзен, куда свозили всех из тех концлагерей, к которым уже подходила Красная армия.
Из-за переселения в несколько раз концлагеря Берген-Бельзен, там вспыхнула эпидемия. После февраля 1945 года любые упоминания об Анне Франк с сестрой исчезают. Из всех обитателей секретного чердака, выжил только Отто Франк, которого оставили в Освенциме. Спустя время, ему был передан дневник его дочери, найденный одним из коллег. Шеф местного гестапо не понес никакого наказания, так как его вину посчитали недоказанной на основе дневника девочки. Всю жизнь он трудился шефом полиции. Отто Франк остаток жизни посвятил публикациям дневника совей дочери. На фото ниже - он на территории того самого чердака, где они прятались всей семьей...
Наш канал в Телеграм, где много истории, редких кадров и живое общение.