Впереди долгие зимние вечера, которые, конечно, можно потратить на просмотр бесконечных сериалов, а можно провести время с пользой - например, заняться изучением истории. Я подготовил для вас небольшой обзор книг, которые, во-первых, точно не заставят скучать, а во-вторых, подарят новые знания о прошлом.
Бернард Корнуэлл «Азенкур»
Корнуэлла мне рекомендовали давно – мол, большой мастер пера, историческая проза у него по-настоящему огненная. Но я думал: попса, легкое чтиво, как это часто бывает, современные в общем-то вещи просто украшены исторической мишурой. Увы, большинство исторических романов такие: им не хватает атмосферы – такой, чтобы погружала в эпоху, причем так глубоко, чтобы ты забывал, где и когда живешь.
«Азенкур» - это действительно не научный труд, не Умберто Эко, но стоит признать, что роман не только увлекательный, но и качественный. Автор очень аккуратно отнесся к историческим фактам (так что в какой-то момент я стал по карте проверять движение армии Генриха V к Азенкуру, где состоялось решающее сражение между англичанами и французами). Как признается Корнуэлл в послесловии к роману, он внимательно проштудировал три серьезных исторических исследования, посвященных знаменитой битве. А, кроме того, не жалел времени и сил для самостоятельной работы в архивах. Так, практически все персонажи романа, включая рядовых английских лучников, - это исторические личности.
Однако мало собрать информацию, необходимо ее преподнести в таком виде, чтобы она заинтересовала читателя и в случае, если мы говорим об историческом произведении, чтобы передать атмосферу эпохи. На мой взгляд, у Бернарда Корнуэлла получилось: он детально и при этом живо передает этапы кампании 1415 года – от мучительной осады Гарфлёра до собственно кровавой развязки на болотистом плато возле Азенкура. А еще – очень вразительный и яркий язык, за что огромное спасибо переводчику.
ЦИТАТА:
«Французы клином втиснулись в строй лучников. Прежде те побеждали лишь потому, что оказались подвижнее врага и нападали раньше французов, теперь же враг нашел способ их одолеть. Французы подступали строем, плечо к плечу, и нападали первыми, так что англичанам оставалось лишь отбивать удары. Стоило лучнику поскользнуться или при широком замахе потерять равновесие – в воздухе мелькал вражеский клинок, и англичанин оседал в грязь, где его забивали булавами».
Артуро Перес-Реверте «Испанская ярость»
О приключениях капитана Алатристе – главного героя сериала Переса-Реверте – я прочитал несколько романов. «Испанская ярость» показалась мне наиболее историчной. В отличие от других книг серии здесь, может быть, не так много удивительных поворотов и неожиданных открытий. В центре повествования – осада испанцами голландского города Бреда в ходе Восьмидесятилетней войны. И, кажется, у Переса-Реверте получилось передать жуткую, безысходную и при этом пронзительную атмосферу этого «стояния» у городских стен, динамично и живо показать будни окопной жизни и сцены кровавых боев…
У Диего Веласкеса есть картина – «Сдача Бреды». Когда-то на полотне, за спиной испанского генерала Амброзио Спинолы, который получает ключи от городских ворот, был еще один персонаж – капитан Алатристе. Но потом Веласкес якобы убрал его. Также как и выдающийся испанский поэт и драматург Педро Кальдерон вычеркнул упоминание о капитане из своей поэмы, посвященной осаде Бреды.
Надо сказать, Артуро Перес-Реверте – большой любитель мистификаций.
ЦИТАТА:
«Снова стали слышны барабаны, и вот первые шеренги испанцев пошли вперед, и Диего Алатристе, ясное дело, тоже: с аркебузой наперевес, локоть к локтю с товарищами – слева Себастьян Копонс, справа – Мендьета, чуть впереди – капитан Брагадо. Плотным, сомкнутым строем двигались они медленно и величаво, как на смотру в высочайшем присутствии. Те самые люди, что несколько дней назад бунтовали из-за жалованья, а теперь, стиснув зубы, выставив торчащие усы, выпятив небритые подбородки, шли в атаку, и лоснящаяся кожа амуниции вкупе со сверкающим оружием закрывала их лохмотья. Шли неустрашимо и грозно, оставляя за собой дым тлеющих фитилей».
Алексей Иванов «Тени тевтонов»
Помню, зимой прошлого года Алексей Иванов приезжал в Калининград. В Кафедральном соборе при большом стечении публики он рассказывал о своем новом романе. О том, как объездил Калининградскую область и северную Польшу в поисках фактов и впечатлений для новой книги. Побывал в Балтийске, бывшем Пиллау, под Черняховском, где на дне небольшого пруда, по преданию, находится мумия переселившегося в Пруссию гугенота Пьера де ля Кава, в польском Мальборке внимательно изучил крупнейший замок Тевтонского ордена Мариенбург… Именно в Мариенбурге, в 1457 году, разворачивается часть действия романа. Поляки и наемники-табориты осаждают крепкую орденскую цитадель… Другая же часть книги – это иная эпоха. Весна 1945 года, Красная армия штурмует Пиллау – последний оплот немцев в Восточной Пруссии. Два времени, две эпохи, две событийные линии соединены тончайшими магическими нитями. И в центре этой магии – загадочный меч Лигуэт, обладающий властью и над материей, и над духом…
«Тени тевтонов» наверняка понравятся и поклонникам исторической прозы, и любителям магического реализма. У Алексея Иванова, на мой взгляд, получилось все это очень органично соединить.
ЦИТАТА:
«Пиллау строили три столетия, а разрушили за неделю. Артиллерия, авиация и уличные бои превратили город в свалку дырявых и пустых коробок, полузасыпанных щебнем, битым кирпичом и черепицей. Балтийский ветер сдул дым пожаров и тучи пыли, и мертвый город лежал на полуострове, вывернув внутренности, во всем очевидном ужасе недавнего штурма. Над руинами торчала красно-белая башня маяка – маяк не тронули, потому что он служил ориентиром для русских бомбардировщиков. Воды утихших гаваней отражениями удваивали перекошенные надстройки и мачты затопленных судов. На площади у памятника курфюрсту беззвучно разевали рты старинные пушки – они словно выли, взывая к небу: Пиллау-у! Пиллау-у!..»
Роджер Кроули «Константинополь: последняя осада. 1453»
Об эпичной осаде Константинополя турками-османами весной 1453 года написано множество книг, некоторые из них я даже читал. Из всех хочется выделить как раз работу Кроули. Прежде всего потому, что автору удалось суровые и страшные будни осады, переданные с дневниковой точностью, разбавить очень яркими описаниями и выразительными образами. Здесь ярчайшие портреты: султан Мехмед Эль-Фатих, последний василевс Константин IX, генуэзский кондотьер Джустиниани Лонго... Книга хоть и не художественная, чем все закончится, ты прекрасно знаешь, но тем не менее читаешь, сопереживаешь, сочувствуешь… И ждешь какого-то нового поворота, который перечеркнет все, что случилось до этого.
В общем, «Последняя осада» затягивает глубже большинства исторических романов. Добавьте сюда научную точность – Роджер Кроули в своей работе опирался на множество источников: и византийских, и латинских.
ЦИТАТА:
«Группа янычар вскарабкалась по мертвым телам и вломилась в Пятые военные ворота. Продвигаясь вверх уже внутри городских стен, некоторые из них свернули налево, к воротам Харисия, и открыли их изнутри. Другие пошли направо и отперли ворота Святого Романа. Захватывая башни одну за другой, турки поднимали на них османские флаги. «Затем вся оставшаяся армия в ярости ворвалась в Город… и султан стоял близ мощных стен, там, где развевались большое знамя и бунчуки из конских хвостов, и наблюдал за событиями». Рассвело. Вставало солнце. Османские солдаты шагали меж павшими, обезглавливая мертвецов и умирающих. Большие хищные птицы кружили над ними. Оборона Города рухнула менее чем за пять часов».
Владимир Дмитриев «Всадники в сверкающей броне»
Это серьезное исследование для медленного вдумчивого чтения. Книга состоит из двух частей. В первой автор скрупулезно анализирует военное дело и военную организацию Персии времен династии Сасанидов, вторая часть – подробный обзор бесконечных войн, которые Персия вела вначале с Римской империей, затем с Византией.
Вы узнаете, кто такие васпухры и чем они отличались от вазургов, в чем было преимущество тяжелой персидской конницы и какие были у нее недостатки, насколько серьезно было развито у Сасанидов военно-инженерное искусство, какую тактику предпочитали использовать персы в столкновениях с римлянами и кочевниками. Вы побываете у стен Амиды, которую в 359 году осадило бесчисленное войско шихиншаха Шапура II, узнаете, чем закончилось сражении при Даре, поймете, почему в итоге не суждено было сбыться грандиозным планам Хосрова Великого и какое влияние на политику Сасанидов оказывали легендарные персидские маги.
ЦИТАТА:
«Весной 540 года войска Хосрова перешли границу империи. Объектами вторжения были Сирия и Киликия. Оставив в тылу хорошо укрепленный Киркесий и небольшую крепость Зенобию, Хосров подошел к городу Сурону. Неизвестно, входило ли в планы царя взятие Сурона, но неподалеку от города конь Хосрова громко заржал и ударил о землю копытом. Находившиеся при царе маги истолковали это событие как доброе предзнаменование, говорившее о том, что Сурон обречен стать добычей персов. По совету магов была начата осада города».