Шальной 2022 год не мог не отразиться на мире кино. Но на сей раз вместо новогодних подборок или обычного обзора кинопремьер мы решили коротко пробежаться по основным событиям уходящего года в киноиндустрии – как зарубежной, так и отечественной.
Начнем с кино российского. Введение западных санкций прямым образом отразилось на количестве поступающих премьер из-за рубежа. Крупнейшие голливудские производители отозвали разрешение на прокат собственных новинок кино, лишив отечественных прокатчиков львиной доли прибыли. Многие СМИ, в том числе и мы, считали, что российские кинотеатры не переживут подобный удар. И хотя закрытие кинозалов было значительным, тем не менее глобального кризиса среди киносетей не произошло. Этому способствовала как поддержка государством производства новых фильмов, так и хитрое импортозамещение, когда прокатчики начали показывать западные фильмы без прокатного удостоверения. Пиратство это или отдельный вид импортозамещения – решать вам. Как бы то ни было, эти меры позволяют многим российским кинотеатрам держаться на плаву.
В плане производства художественных фильмов картина не обнадеживающая. Минкульт вместо грамотной раздачи грандов и усиления контроля за их освоением решил взять количеством. И именно в тех жанрах кинопроизводства, где уже возымел успех. Спортивные драмы, военно-исторические драмы и низкопробные комедии – основная тройка изделий на российском киноконвейере. Самым кассовым российским фильмом у нас стало «Сердце Пармы», недотянувшее даже до миллиардной отметки. Большинство отечественных картин по-прежнему не приносят прибыли и не окупаются.
Что касается ухода с отечественного рынка западных стриминговых сетей, то здесь ситуация скорее выигрышная. Опять же не для зрителя, а для кинопрома. Это дало толчок для развития собственных онлайн-кинотеатров, которые прямо сейчас выходят на новые уровни и борются за своего зрителя. Из-за ухода западных кинопроизводителей многие зарубежные фильмы на онлайн-платформах пришлось заменить на отечественные.
Подводя итоги года для российского кино, нельзя сказать, что всё однозначно плохо. Да, закрытие кинозалов и отдельных кинотеатров продолжиться в 2023, но краха индустрии не произошло. Кратное увеличение производства отечественных фильмов и сериалов неминуемо снизит среднее значение качества выпускаемого контента, но в то же время позволит не загнуться окончательно. Радужные перспективы отсутствуют, но и о скором конце российского кино говорить не приходится. И на том спасибо.
В мировой киноиндустрии ситуация более неоднозначная. Уход киногигантов из России мало колыхнул мировой рынок кино. Тем не менее 2022-й год вывел на поверхность многие накопившиеся в Голливуде проблемы. Прошедший год доходчиво продемонстрировал глубочайший идейный кризис западных блокбастеров, а именно супергероики.
Четвёртая фаза киновселенной «Marvel» – едва ли не один большой пшик. Ни одного крепкого с художественной точки зрения фильма. С сериалами картина немногим лучше. Большая часть фильмов принесла огромные кассовые потери. Однозначно успешными (окупившими не только расходы на производству и рекламу, но и принесшими прибыль) можно назвать только «Доктора Стрэнджа: В мультивселенной безумия» и «Человека-паука: Нет пути домой» (который вышел, так-то в 2021 году).
Не многим лучше идут дела и у главных конкурентов «Marvel» – студии «DC». Новый глава Warner Bros Дэвид Заслав провел кардинальный пересмотр концепции киновселенной студии. Он зарубил все проекты с сомнительными перспективами. У студии так и не получилось успешно запустить собственную киновселенную, в то время как у «Marvel» такая вселенная пришла к своему ожидаемому концу.
Кассовые сборы в большом кино и вовсе прогнозируют возврат к моде на ретро-блокбастеры. Том Круз и его «Топ Ган: Маверик» до сих пор удерживают звание самого кассового фильма года. Скорее всего, «Аватар 2: Путь воды» отнимет у него это звание, но это будет уже в 2023 году (обещаем выпустить обзор на фильм, как только он тайными дорожками проникнет в отечественные кинотеатры). Незатейливый, а местами откровенно тупой «Топ Ган» сумел раскошелить зрителей по всему миру почти на полтора миллиарда долларов! Видимо, зритель пресытился приключениями суперфриков в трико и захотел старого доброго боевика. Что ж, ждем в грядущем году шквал перезапусков культовых боевиков из 80-х – 90-х.
Если в большом кино супергероика неминуемо вырождается, то на стримингах продолжает собирать хорошие просмотры. Третий сезон «Пацанов», хоть на наш взгляд оказался слабее двух предыдущих, был радостно принят как зрителями, так и критиками. Видимо, реконструкция жанра на малых экранах сейчас, в эпоху застоя жанра, куда ближе и понятнее зрителю, чем то же самое, но проделанное Заком Снайдером тринадцать лет назад в своих «Хранителях» (которые провалились на большом экране, но обрели культовый статус).
Много шума успел наделать «Властелин колец: Кольца власти» от «Amazon». Мы от сериала ничего не ожидали и полностью проигнорировали, но треск от художественного провала проекта донесся и до нас. «Дом дракона» от HBO – прямой конкурент сериального «Властелина» в одну калитку уделал своего визави при куда меньшем производственном бюджете.
О художественно успешных фильмах и шедеврах мирового кино мы поговорим в наших ежегодных предоскаровских разборах. Пока ограничимся парой слов: 2022-й год был не так скуп на высокое кино вплоть до шедевров, как несколько предыдущих лет. Киноманам есть что посмотреть, многие картины фигурировали в наших обзорах, но часть из них мы в своё время обошли стороной.
Подытоживая, хочется сказать, что кризис в мировом крупнобюджетном кино очень скоро будет преодолен. Студии, скорее всего, понемногу станут отходить от набившей оскомину супергероики и даже от переосмысления этого жанра. Ожидается возвращение к корням, а также рост популярности военного кино. Российский кинопром в это время будет пытаться выживать в непростых условиях.
И вместо нескольких хороших новостей предлагаем наш «ТОП-10 не самых популярных в России новогодних фильмов».
С Новым вас Годом и приятного просмотра!