Найти тему
Cinema Critique: всё о кино

Лучшие российские фильмы 2022 года по версии Cinema Critique

Экспресс. Реж. Руслан Братов. Бесконечно витальный фильм про провинциального додика, вышибленного из шараги, но выигравшего в ставках на спорт. На элементарный сюжет нанизываются точнейшие наблюдения и фактурнейшие герои второго плана, постепенно подменяющие собой первый. Вроде простое как пробка, но очень сложно и тонко устроенное кино. Записываем имя режиссера и обводим красным — он еще многое покажет.

Далекие близкие. Реж. Иван Соснин. Учитель географии (Евгений Сытый) едет через всю страну, чтобы встретиться вживую с женщиной, в которую тот влюбился по переписке (Елена Яковлева). Чтобы путешествие было веселее (дорога из Хабаровска в Подмосковье — тот еще роуд-трип), с ним едет сын (Филипп Авдеев), общение с которым оставляет желать лучшего. Сделанный по лекалам американского инди (вспоминаются и «Маленькая Мисс Счастье», и «Небраска», и еще миллион фильмов, про семью в пути), но бережно перенесенный на российскую почву добрый и смешной роуд-муви про долгий путь к себе.

-2

Балабанов. Колокольня. Реквием. Реж. Любовь Аркус. Хроника последних лет жизни и того, что было после смерти Алексея Балабанова. Режиссер «Брата» и «Груза 200» раскрывается с новых сторон и выглядит чутким, тонким и бесконечно ранимым человеком. Взгляд с очень близкой дистанции может вызывать неловкость, но такого Балабанова мы еще не видели.

-3

1703. Реж. Сергей Сенцов. Комедийный нуар про двух оперов — депрессивного мужика средних лет и зеленого новичка из Москвы — расследующих в Петербурге дело о похищении тел из морга. Питерскую культурную мифологию так весело еще не препарировали. Потенциально культовое произведение, которое уже разбирают на цитаты в определенных кругах.

-4

Сказка для старых. Реж. Роман Михайлов, Федор Лавров. Тоже, в общем, произведение для узкого круга ценителей, по которому легко опознать своих людей. Трип-одиссея трех бандитов в поисках подельника, вроде бы давно отправившегося на тот свет, но объявившегося живым сразу в трех городах (снимали всё в Питере и Ленобласти). Кажущийся поначалу жуткой любительщиной фильм постепенно в себя затягивает и долго не отпускает после просмотра. Про такое обычно говорят «что-то в нем есть».

-5

Многоэтажка. Реж. Антон Маслов. Уснувший после тяжелой смены пожарный (Денис Никифоров) ищет по всему дому свою дочь, которая вроде бы уже зашла внутрь. Напряженный триллер, разворачивающийся буквально в четырех стенах и говорящий о внутреннем устройстве России глубже и точнее многих фестивальных хитов.

Одна. Реж. Дмитрий Суворов. Хит российского проката, вышедший практически без рекламы и державшийся в кинотеатразх почти все лето (дело, впрочем, не только в фильме, но и в некоторых особенностях этого года). Тем не менее, успех совершенно заслуженный — и остается только пожалеть, что этот крепко спаянный мелодраматический survival-триллер так и не вышел на мировые рынки. Хочется, чтобы российское кино было и таким.

-7

Выход. Реж. Евгения Арбугаева, Максим Арбугаев. Морской биолог отправляется в очередную командировку на Чукотку, где сталкивается с чем-то невиданным... Безумно красивый, пугающий и невероятно зрелищный короткометражный док (!), который по какому-то недоразумению все еще не крутят в опустевших аймаксах.

-8

Верблюжья дуга. Реж. Виталий Суслин. Очередной маленький фильм большого русского режиссера. Живущий и творящий в родном Нововоронеже кинематографист-самородок Виталий Суслин раз от раза снимает тишайшие картины о простых людях, живущих в стране чудес. Безо всяких приукрашиваний унылая и убогая бытовуха вдруг обретают у него черты сказки, а неказистенькие герои — объем былинных героев. Жаль только до зрителя эти картины едва добираются, околачиваясь между двумя-тремя российскими фестивалями и отдельными киноклубными показами.

Куда мы едем? Реж. Руслан Федотов. Летопись России начала 20-х, запечатленная в московской подземке. Метрополитен становится не просто источником забавных (и не очень) наблюдений, но целым микрокосмом, в котором легко увидеть всю страну. Без комментариев, без оценок, но с ясным авторским видением и безупречным профессионализмом режиссера-документалиста.