Найти в Дзене

Варвара Еналь "Живые". Рецензия

"Сообщение содержало странный символ, и Таис не могла понять, что оно означает. Значение этого сообщения терялось, как потерялись в космосе дети со станции «Млечный Путь».
«Я – знак “сердечко” – тебя». Вот и все сообщение. Что это значит? Зачем ставить между этими местоимениями знак, обозначающий внутренний человеческий орган?
Смысла в этом не было никакого. Таис и не пробовала его отыскать. Но иногда, когда становилось совсем тошно, она доставала нейтфон и перечитывала странный текст. Вновь и вновь.
«Я – “сердечко” – тебя». Что это значит?"
Что это за будущее, в котором ничего неизвестно о любви, о сердечке как символе любви? Правильно - мало приятное, бес-человечное точнее.
В этом мире совсем нет взрослых (только вот праздник Непослушания, как у Михалкова, так и не наступил). До 15 лет детей воспитывают, приучая к нормам Закона бережно, но твердо через систему поощрений, роботы. В 15 лет сдают Последний экзамен и ждут распределения на так называемый Третий уровень, где, по идее, и
"Сообщение содержало странный символ, и Таис не могла понять, что оно означает. Значение этого сообщения терялось, как потерялись в космосе дети со станции «Млечный Путь».
«Я – знак “сердечко” – тебя». Вот и все сообщение. Что это значит? Зачем ставить между этими местоимениями знак, обозначающий внутренний человеческий орган?
Смысла в этом не было никакого. Таис и не пробовала его отыскать. Но иногда, когда становилось совсем тошно, она доставала нейтфон и перечитывала странный текст. Вновь и вновь.
«Я – “сердечко” – тебя».
Что это значит?"


Что это за будущее, в котором ничего неизвестно о любви, о сердечке как символе любви? Правильно - мало приятное, бес-человечное точнее.
В этом мире совсем нет взрослых (только вот праздник Непослушания, как у Михалкова, так и не наступил). До 15 лет детей воспитывают, приучая к нормам Закона бережно, но твердо через систему поощрений, роботы. В 15 лет сдают Последний экзамен и ждут распределения на так называемый Третий уровень, где, по идее, и обитают взрослые. Только вот взрослых там нет.


"Есть только дети Второго уровня – правильные и соблюдающие законы. И есть дети подземелья – изгои, пытающиеся выжить и стать взрослыми".


А 15-летних подростков убивают. Они не нужны. Они - угроза для Моага.
Ах, да. Моаг - это огромная космическая станция, что "бороздит просторы вселенной". То есть герои наши живут на многуровневом космическом шатле. Питание, товары, мебель, техника - все поставляется другими кораблями. Их дети покупают за баллы, которые зарабатывают хорошей учебой, правильным поведением, общественной работой. Изгои же вынуждены воровать.


Почему же о детях заботятся?


"Дети должны жить в хороших условиях, должны хорошо одеваться, хорошо питаться и хорошо учиться. Это гарантировано Земной Международной Всеобщей Конституцией. Дети – это достояние всех наций, а не собственность родителей. Потому их права особо защищены. Так учили в классах."


Главные герои уверены, что в системе произошел сбой, Моаг во взрослых видит угрозу, а в детях нет, поэтому машины продолжают о них заботиться.
Необычна интерпретация происходящего на земле и конкретном корабле - "жадность к прогрессу". На что способен человеческий мозг? А искусственный интеллект? Чем робот с таким возможностями выгодно отличается от людей? На сколько и как изменится мир, если роботы заменят людей? Первая книга ставит много вопросов, но ответ мы получаем только один.


Что значит быть человеком? Уметь любить.


"Таис поняла, почему знак «сердечко» обозначает любовь. Потому что, когда что-то случается с любимым человеком, болит всегда в груди, там, где сердце. Очень сильно болит, как будто кто-то вынул сердце из груди и оставил пустоту. И страшнее этой пустоты нет ничего, Федь. Нет ничего ужаснее того, когда тебе некого любить и никого нет рядом с тобой".

Пока не решила сама для себя, буду ли читать продолжение: не так уж сильно захватило меня повествование.

Екатерина Соболь "Дарители. Дар огня"


Книга Соболь, признаться, понравилась намного больше.
Впрочем, идея и ее развитие вовсе не новы. Когда-то люди обладали замечательными дарами, полученными от Сердца волшебства: исцеление, мастерство, стихотворчество, зодчество. Однако король Освальд решил все дары забрать себе, и волшебство исчезло. Должен прийти Спаситель, который сможет найти Сердце и возродить дары.


Генри же родился с даром проклятия - он Разрушитель, поэтому прячется с отцом в лесу от людей, которые принимают его за Чудище.
Генри-то и станет Избранным, Миссией, Спасителем. Конечно, по дороге он встретит друзей. Их ждут испытания, боль и предательство, они многому научатся, многое осознают.


Интересно, что Генри не идеально-положительный, более того, он изначально рожден Разрушителем, воспитан вдали от людей, не видел доброго отношения к себе - только строгость отца и жестокость сельчан, он не знает ни дружбы, ни любви.


Пожалуй, путь, который проходит Генри, тоже мало чем отличается от дороги любого подобного персонажа этого жанра.
Вот что понравилось, так это необычные существа.
Скриплеры.


"Среди привычных, грубо сколоченных столов, за которыми жались притихшие торговцы, высилось что-то невиданное. Огромный, будто вросший прямо в землю прилавок из крепко переплетенных веток, уставленный чашками, блюдцами, вазами и корзинами. Кому все это принадлежит, было ясно сразу: скриплер сидел прямо на прилавке, свесив вниз ноги-корни, и протирал чашки полотенцем раза в два больше его самого. Он был как две капли воды похож на всех остальных из своего племени – корявый пенек с руками-ветками, ростом едва мне по колено, – но вел себя более чем странно. ... Говорят, в старые времена, еще до потери Сердца, скриплеры держали по всему королевству чайные, где давали людям отдых и мудрые советы. Поверить в это трудно: всем моим современникам, а также их отцам, дедам и прадедам, скриплеры известны как обычные домашние вредители, которые стараются не попадаться людям на глаза, – так, шуршат иногда на чердаке. Интерес у них один: хватать все, что плохо лежит, и утаскивать неизвестно куда, – конечно, не говоря при этом ни слова".


Скриплеры - единственные сумели сохранить свои способности после потери волшбы.


Соболь удалось передать их суть: скрипучесть и вечную мудрость.
А еще есть Пальтишко, не менее своеобразное существо, "господин всех дорог, покровитель заблудших. Видел бы ты меня лет пятьсот назад!

Пальтишко почти целое, повсюду детки – меня на всех потерянных не хватало, а они мне помогали. Но волшебные существа живут при людях, и, когда те впадают в убожество и уныние, мы делаем то же самое."
Понравилось, что герой неоднозначен, потому что совершает ошибки, что наставник Тис совсем не правильный: вместо полноценной помощи или хотя бы поддержки Тис то сомневается, то осуждает, то вставляет палки в колеса, думая, что правильно делает.

В общем, неплохая подростковая сказка. Правда, пока не решила, буду ли читать продолжение.


"Он победил только потому, что люди приняли его таким, как есть. Только потому, что научили его – уж как могли, – что значит быть человеком".