Найти тему

Лучшие книги 2022 года

Еще один год остается позади. Тяжелый эмоционально. Странный по восприятию реальности.

Только сейчас стала осознавать, почему в годы Великой Отечественной у нас и в это же время в Европе книжные магазины продолжали функционировать, а  библиотеки пополнялись новыми читателями. Книжный мир - лучшая возможность отрешиться от настоящего.

Книг было много - разных: серьезных и поверхностных, не оставивших глубокий след и запомнившихся. Правда, последних - не так много.
В первой половине года - несколько. Да, хорошие, да, интересные, но не из тех, что буду перечитывать.

Катерина Кожевина "Лучшие люди города"


Дебютный роман Катерины Кожевиной "Лучшие люди города" вовсе таковым не показался. Со страниц предстают российская глубинка (мало кому знакомый Крюков в Сахалинской области) и величавая Москва. Написано легко (порой даже с ореолом романтики), но это не мешает общему впечатлению. Книга - лучшая в жанре популярного когда-то производственного романа: правда жизни не прикрыта ничем; отношение к простому человеку как к винтику, незначительному и порой ненужному, читается между строк.


Главный же вопрос, который ставит Кожевина перед читателем, тоже классический. В чем счастье? В любви? В карьере? Почему, достигнув цели, к которой долго шли, счастья не находим? В этом плане открытый финал произведения звучит пронзительно-душевно. Да и вся книга оставляет именно такое послевкусие.


"Человек всегда больше своей работы, всегда больше любого проекта. В конце концов, как можно быть неудачником, когда у тебя десять котов?"

Мэри Лоусон "Воронье озеро"


Роман Лоусон о детских трагедиях, о вине перед старшим братом, который вынужден взять на себя ответственность за младших после смерти родителей, о семье, которая и  лучший тыл, и лучший жизненный фундамент, даже если совсем необычная семья, рано потерявшая отца и мать.


"Кем бы ты ни был сегодня и кем бы ни стал в будущем,истоки твои неизменны".


Чем-то книга напоминает Д. Оуэнс "Там, где раки поют", но не менее яркая и интересная.

Какие книги еще можно вспомнить?


Маргарет Грэм "Истерли Холл" - неспешная сага о жизни Европы в период между двумя войнами: любовь и дружба, предательство и верность, любовь к родному дому.

Бен Элтон "Два брата" - очень честное повествование об ужасах нацизма в Берлине.


«Убийства? Массовые убийства? Конечно, нет. Невозможно. Никто на это не способен. Никто. И уж всех меньше потомки Баха, Бетховена, Гете, Шиллера, Моцарта, Бисмарка, Гутенберга и Лютера. Уничтожить всех евреев. Всех? Невозможно. И тем не менее… Может быть, это не планировалось. Может быть, нацисты сами не понимали, к чему все идет. Но в Польше Пауль своими глазами увидел, куда дует дьявольский ветер. Он увидел, что делает внезапная абсолютная власть с людьми в черном — да и в мышастом. Сверхчеловеки творили что хотели. А хотели они, похоже, убивать беззащитных».

Дм. Колодан "Дом ночи" - красивая и мрачная стилизация под хорошую СКАЗКУ.


"– Это сказка, у которой нет конца, – сказала она в итоге. – А разве бывают сказки, у которых есть конец? – спросила Ива. Матушка улыбнулась. – Ты права, – сказала она. – Сказки не любят заканчиваться, и то, что мы видим как конец, всего лишь новое начало…"

Не могу не упомянуть и романы Натальи Литтеры. Да, несерьезное чтение. Да, любовный роман. Все так. Но язык правильный, красивый, сочный. Герои как-то быстро становятся "своими". Повествование не отпускает до последнего. В общем, и "Встретимся на Арбате", и "Сколько цветов у неба" - замечательный отдых с книгой.

Вторая половина года оказалась более яркой и насыщенной. Все самые-самые книги "нашлись" в середине лета и позже. Это и романы Рубиной, и до сих волнующие "Парижские мальчики".

Начну, пожалуй, с "Клары и солнце" Кадзуо Исигуро.
Мир подростков и мир семьи, любовь и дружба  глазами андроида (Клара - ИП, Искусственная Подружка, искусственный интеллект). Получилось интересно и необычно.

Павел Басинский подарил любителям литературы возможность погрузиться в мир одного из главных романов русской литературы - роман Л. Толстого "Анна Каренина". "Подлинная история Анны Карениной" обязательно откроет что-то новое, о чем раньше даже не задумывались, на уже знакомое взглянуть иначе. В общем, это очень качественный, интересно написанный - как художественное повествование - литературоведческий анализ. Я очень рада, что первое место в  премии "Большая книга" (2 место в Читательском голосовании) досталось именно Басинскому. Это вселяет надежду и выводит наше читательское сообщество на новый уровень.

Сергей Беляков "Парижские мальчики в сталинской Москве"
Погода, игры, еда, уборка улиц, болезни и так знакомые нам рекомендации в период эпидемий, частная медицина как "пережиток" НЭПа, школы и программы образования, кино и репертуары театров, музыка и живопись, футбол и пропаганда здорового образа жизни, магазины и рестораны, библиотеки и букинистические магазины - все нашло свое место на страницах этого документального романа.


Невольно возникает вопрос: а кто на самом деле его герой - Мур или сама эпоха?


Письма Мура, Ариадны, Цветаевой, Толстой, дневники (в том числе Дневник Елены Сергеевны Булгаковой и Записки Михаила Михайловича Пришвина), воспоминания Берберовой, Эммы Герштейн, проза Нагибина ("Московская книга"), Паустовского, Бондарева делают образ сталинской Москвы объемным и красочным.


Книга получила третье место в "Большой книге", что не может не радовать.

Две книги запомнились эпилогом. Нет, конечно, и "Авионеры" Ясинской, и "Русская канарейка" Рубиной - достойные вещи, каждая в своем жанре, но эпилоги одной и другой - точно ЛУЧШИЕ.

Год уходит под характерные интонации голоса Дины Рубиной. Я вообще поняла: ее книги надо именно СЛУШАТЬ и слушать в ее исполнении.


Трилогия "Русская канарейка" запомнилась тем, как мастерски переплетены жанры и шпионского боевика, и любовного романа, и исторической прозы.


История любви слепой девушки Айи и величайшего тенора (а по совместительству спецагента израильских служб) Леона, может быть, мало похожа на реальность, зато это действительно гимн ЛЮБВИ и МУЗЫКИ, как заявлено в аннотации. А еще, как и любое повествование Рубиной, это живой - НАСТОЯЩИЙ - сочный и интресный русский язык.


"Великая штука – родной язык, говорил он, черт бы его побрал! Родной язык… его хочется держать во рту и посасывать слоги, как дегустатор слагает подробности аромата винного букета, лаская его послевкусие. Хочется ворочать камешки согласных между щек, а гласные глотать по капле, и чтобы смысл иных слов уходил глубоко в землю, как весенние ливни в горах..."

Дрстойным окончанием года оказался роман Рубиной "Маньяк Гуревич". Книга о добром, но вечно влипающим в "обстоятельства" герое точно не оставит равнодушным. Это - книга-антистресс. Таблетка в наши непростые времена. Тут можно наслаждаться каждой фразой:


"Семья была врачебная, и это определяло всё - от детских игр до трагической невозможности нащёлкать градусник до тридцати восьми".
'Мальчики дрались, мирились, бились об заклад, ругались и снова дрались... словом, отлично ладили!"

"Маленький Сеня рос, как трава, - по телефону. Родителей видел редко, но слышал почти постоянно".


Не читали "Маньяка Гуревича"? Тогда я даже немного завидую. Вас ждут минуты истинного удовольствия.

Подводя итог в последние часы уходящего года, хочется пожелать нам всем новых интересных книг и, главное, - МИРА, столь важного и необходимого...