Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил.
Джон Локк
Этот разговор я хочу начать именно с этой цитаты британского философа, настолько точно она описывает ситуацию. В предыдущем материале мы разобрали, что такое токсичность и то, как прочно она заняла свое место в современном мире. Мы говорили о правилах хорошего тона и обсуждали как защититься от негатива в сети. Но, как говорится, лучше один раз увидеть.
Токсичность и негатив проникают во все сферы нашей жизни. Интернет — не исключение, и более того, яркое подтверждение тому, насколько неприятным и травматичным может быть взаимодействие с некоторыми людьми, даже в рамках простого общения в сети. Сегодня мы расскажем, с какими именно формами токсичности люди сталкиваются в рамках игрового сообщества, а также подробно разберем, что делать и как правильно себя вести, если вы все-таки столкнулись с оскорбительным поведением других людей в интернете.
Don't you know that you're toxic?
Однозначно ответить на вопрос, заданный Бритни Спирс, вряд ли можно. В некоторых случаях люди, проявляющие признаки токсичного поведения, действительно знают об этом. Иногда — не знают. Если мы говорим о гейминге, то распознать токсичность порой бывает не так уж просто.
Словесные оскорбления бывают наиболее частым гостем на такой “вечеринке”. При этом соперники или даже товарищи по команде зачастую игнорируют все моральные границы и позволяют себе опускаться до скабрезных и уничижительных эпитетов в адрес семьи... Да, это мы сейчас говорим про шутки о матерях, сестрах и других близких и не очень родственников. Почему так происходит?
Тут можно предложить несколько гипотез:
- Чувство безнаказанности. Диванные “герои” из интернета вряд ли отважились бы на подобные комментарии на улице, так как почти наверняка получили бы за такое удар в лицо. В интернете с этим проще.
- Банальное неумение принять поражение. Когда человек проигрывает, его захлестывают эмоции и он, неспособный совладать с собой, начинает оскорблять соперника.
- Скука. Да, такое тоже возможно. Иногда люди просто обзывают друг друга ради веселья.
- Ощущение контроля. Некоторые люди получают удовольствие от возможности испортить другим настроение при помощи оскорблений.
- Воспитание и среда. Когда вокруг только плохие примеры, то в той или иной мере они дадут о себе знать.
Впрочем, здесь стоит отметить, что банальной грубостью иногда дело не ограничивается. В некоторых случаях люди строят свой негатив опираясь на расовые, национальные и гендерные оскорбления, что существенно отягощает степень вины агрессора. В некоторых странах за подобные оскорбления можно схлопотать солидный штраф или даже краткосрочное тюремное заключение.
Но это мы сейчас говорили о самых распространенных формах токсичности — банальной грубости и оскорблениях на расовой или гендерной идентичности. К сожалению, это далеко не все обличия грубости и негатива, в которые может оборачиваться взаимодействие с другими людьми в интернете и видеоиграх. Существуют гораздо более изощренные и хитрые способы, которыми вам могут испортить настроение. Поговорим и о них тоже.
Порой целью нападок невежественных геймеров становятся девушки. Едва товарищи по команде прознают о том, что с ними играет девушка, так сразу начинаются скабрезные шуточки и улюлюканье и прочее “низкоуровневое” поведение от коллег мужчин. Тут, пожалуй, даже не стоит углубляться в причины такого поведения, только отметить, что это, все-таки, недостойные джентльменов поступки.
Среди типичных историй токсичности, харассмента и неспортивного поведения, существует менее известная, но распространенная форма токсичности — так называемые пауэр-трипы. Это способ или набор методов, к которым прибегают некоторые геймеры, чтобы ощутить свою власть над другими.
Самое распространенное проявление подобной токсичности — это читерство. Но не с целью одержать победу в матче, а вызвать злость у всех остальных. С такими читерами сложно бороться, и чаще всего они встречаются в условно-бесплатных играх, так как в случае бана аккаунта, они могут за считанные минуты создать новый.
Такие читеры могут выбрать себе одну или несколько жертв и устраивать планомерную охоту, попутно закидывая в чат провокационные фразы и выражения. Даже в случае блокировки аккаунта, они возвращаются и продолжают преследовать выбранные цели. К сожалению, спастись от подобной токсичности сложно — чаще всего приходится либо брать перерыв, либо создавать другой аккаунт.
Другой вид пауэр-трипа не полагается на читы и хаки, он требует большей организации и часто сопутствует экономическим мотивациям. Суть же в том, чтобы лишить других игроков возможности достичь желаемой цели. Тут в качестве примера можно привести World of Warcraft Classic — в первые месяцы после релиза игры, несколько игроков решили насолить вообще всем, независимо от фракции. Они разместили “шпионов” в одной из зон с мобом, из которого выпадает ценный ресурс, и когда кто-то приходил охотиться на это легендарное существо, шпион отправлял сообщение агентам из противоположной фракции (Орде или Альянсу). Несколько высокоуровневых игроков вскоре появлялись на месте и нападали на игрока, не позволяя ему выполнить задачу или похищали ценный ресурс у него из под носа.
Большой экономической выгоды такая активность не приносила, так как эти высокоуровневые геймеры могли бы спокойно заниматься фармингом и получать за то же время больше прибыли. Однако для них такая активность была своеобразным развлечением — после убийства персонажа, иногда они отправляли в чат оскорбительные или угрожающие сообщения, иногда воспроизводили жесты, упиваясь своей властью. Для них это превратилось в своего рода охоту, некоторые между собой даже делали ставки внутриигровым золотом — сколько продержится их жертва и сколько раундов это займет.
Подобная форма токсичности находится на грани легитимности, так как события происходят на PvP-сервере. Разобраться с этими охотниками жалобами и письмами в поддержку крайне сложно. Технически, они ничего не нарушали. Поэтому с такой токсичностью бороться крайне сложно, тем более делать это самостоятельно.
Как говорится, всякое в жизни бывает. Совершенно точно не в наших силах полностью искоренить токсичность, но в наших силах сделать две вещи, которые сделают наш внутригровой и форумный опыт безопаснее и приятнее. Первое — не проявлять признаки токсичного поведения самим. Если задуматься, это довольно легко. Изучите правила и примеры, приведенные в этой и нашей прошлой статье, и просто держите себя в руках.
Второе — чуть сложнее. Стоит научиться определять токсичное поведение других людей по отношению к себе и правильно с ним взаимодействовать. О том, как это сделать, стоит поговорить отдельно.
Как правильно себя вести с токсичными людьми?
Повышенный риск столкнуться с токсичным поведением в игровом комьюнити — не повод отказывать себе в удовольствии от видеоигр. Самое важное это понять, с какими формами негатива можно столкнуться. Тогда вы сможете подготовиться и выработать правильную тактику и поведение, чтобы минимизировать неприятные впечатления и отрицательные эмоции.
Вот несколько простых шагов и правил, которые помогут построить эффективную оборону:
- Понять свои уязвимые места. Самый первый шаг к успеху — выявить и зафиксировать те вещи и паттерны в поведении других людей ранят вас сильнее всего. Так вы сможете трезво оценить возможные риски.
- Второй шаг — продумать логику поведения, если встреча с токсичной аудиторией все же состоялась. Токсик обратил на вас внимание и пошел в атаку? Отлично, вы заранее об этом знали (см. пункт 1) и сейчас как ответите обидчику! Или нет. Оцените необходимость ответной реакции. В случае с токсичным поведением не всегда стоит отвечать. Тактика “Око за око” в большинстве случаев питает агрессора. Иногда лучше избежать открытого конфликта, таким образом вы “перекроете кислород” нападающему и он потеряет к вам интерес, переключится на следующую цель.
- Если решили ответить, сделайте это правильно. Отвечая нападающему — не зеркальте его. В случае если обидчик оскорбил вас, ответное оскорбление вряд ли будет эффективным. Скорее всего вы опуститесь примерно до уровня соперника, где он задавит вас опытом. Не стоит также наставлять и морализаторствовать.
- Не принимайте близко к сердцу. Легко сказать, сложнее сделать. Однако, сталкиваясь с немотивированной агрессией в интернете и видеоиграх, стоит помнить, что обидчик в вашей жизни — всего лишь случайный прохожий.
Сиюминутный негатив от незнакомца не стоит того, чтобы портить себе настроение, вечер и в целом впечатления от игры. Давайте постараемся быть добрее друг к другу. При этом стоит не забывать, что токсичность как явление победить невозможно, можно лишь оградить себя от него, правильно выстраивая границы, в том числе в интернете и социальных сетях. А еще лучше — влиять на других своим позитивным примером.
Безопасное общение в сети
К сожалению, токсичность не ограничена только отдельными играми или сообществами, она выходит за пределы игровых чатов и виртуальных миров и нередко присутствует в обычной жизни.
Терпеть подобные выходки никто из нас не обязан. Тем более, что отдельные случаи способны нанести психологическую травму, особенно, когда явление принимает организованный характер.
Многие приложения и социальные сети в последние годы добавляют различные решения и технологии, позволяющие создать комфортные условия для пользователей. К сожалению, зачастую все это спрятано где-то глубоко в настройках.
Социальная сеть ВКонтакте нашла простое и эффективное решение для защиты пользователей. Недавно был запущен режим приватности “Личное пространство” — это простой способ на время ограничить круг взаимодействия, нажатием всего лишь одной кнопки.
Достаточно зайти в настройках в раздел “Приватность” и активировать режим “Личное пространство”. Это автоматически внесет все необходимые изменения в настройки, чтобы оградить пользователя ВКонтакте от лишнего внимания. Профиль сразу переходит в закрытый формат, а все взаимодействие будет ограничено друзьями. Только они смогут добавлять в чаты, задавать вопросы, отмечать на фото, писать и звонить (настраиваемая функция). А добавлять в друзья смогут только друзья или друзья друзей.
После включения режима у пользователя в ленте появятся специальные тематические материалы и рекомендации для улучшения ментального здоровья.
Режим “Личное Пространство” работает в течение недели, после чего его можно продлить.
Также ВКонтакте разработала нейросеть, которая автоматически определяет, если в комментариях или постах пользователя появляется много негативных высказываний от незнакомцев, и предлагает включить “Личное пространство”.
Такая функция полезна не только как средство минимизации токсичности. Всем нам иногда требуется передышка, пауза от внимания и коммуникации. Это возможность сосредоточиться на личных целях, да и просто отличная мера на случай отпуска, чтобы случайные сообщения или комментарии от незнакомцев не отвлекали от отдыха.
Узнать больше о том, как работает “Личное Пространство”, и что еще ВКонтакте делает для защиты пользователей, можно здесь.
Как итог
Токсичность — константа современного мира. Мы вынуждены жить в атмосфере, где люди зачастую неосознанно (а еще чаще — осознанно) обижают друг друга и привносят в отношения негатив. Так было, есть и будет, интернет здесь не исключение. Лучший способ защититься — подготовиться и правильно выстроить личные границы. Теперь вы знаете, что вас может ожидать на полях сражений видеоигр, а новый инструмент “Личное пространство”, введенный социальной сетью ВКонтакте, обезопасит вас от стресса при общении в интернете.
Берегите себя и своих близких.