Найти тему
Мел

Двух часов в день достаточно: как готовиться к экзаменам на каникулах

Новогодние праздники — ленивое время, когда не хочется думать ни про работу, ни про учебу. Но у старшеклассников впереди ЕГЭ, у студентов — сессия, и кажется, эти 10 дней — то самое время, когда есть шанс подготовиться к предстоящим экзаменам. Как же посвятить время учебе и при этом отдохнуть? Рассказали психолог медико-психолого-социального центра ИТМО Евгения Осташева и преподаватель Института международного развития и партнерства ИТМО Юлия Романенко.

Режим и отдых

Основа подготовки — это режим дня. А основа режима дня — сон. От него зависит, как хорошо человек запоминает усвоенную накануне информацию. Если старшеклассник или студент хочет все выучить и при этом успеть отдохнуть, от ночных посиделок и тусовок стоит на время отказаться. Лучше встать утром в разумное время, позаниматься часа два, потом подремать (почему бы и нет?), прогуляться, а по возвращении домой еще раз просмотреть все изученное за сегодня и лечь спать. Так материал усвоится и потом легко всплывет в голове в нужный момент.

Многочисленные исследования доказывают, что качественный отдых, когда мы полностью выключаемся из работы или учебы, очень полезен для будущей продуктивности. Это влияет и на скорость работы мозга, и на эмоциональное состояние. Поэтому на новогодних каникулах можно хорошенько расслабиться, если есть такая возможность. Попробуйте распланировать каникулы так, чтобы на подготовку уходила небольшая часть дня. Всё остальное время посвятите отдыху, перезагрузке и встречам с друзьями. Можно также разбить каникулы на дни с интенсивной нагрузкой, с нагрузкой поменьше и на дни вообще без учебы. «Стопроцентные» выходные лучше оставить под конец, когда основная работа будет завершена.

-2

И еще один важный пункт: отдых должен наполнять энергией, а не истощать. Просмотр сериалов, компьютерные игры, скроллинг новостей или тиктока — это отвлечение, но не отдых. Лучше выйти на улицу, встретиться с друзьями. Идеальный вариант — физическая активность: игра в снежки, лыжи, сноуборд.

Изучение материалов

Соберите заранее конспекты, нужные источники, книги, которые вам предстоит изучать. Из-за незнания масштабов задачи появляется преждевременный страх и паника. Без понимания объемов материала, который нужно изучить, те два часа в день, отведенные на подготовку, уйдут в никуда — человек будет беспорядочно в панике метаться от одного к другому.

Поставьте себе цель. Лучше — на каждый день. Воспользуйтесь «правилом трех» — «какие три главные вещи я сегодня сделаю?». С задачами можно определиться утром или даже перед сном накануне.

Информацию лучше структурировать. В этом помогут, например, ментальные карты. Это сложная техника, но для короткой видеолекции или главы учебника она подойдет. Есть еще метод Корнелла — он тоже поможет при подготовке. После изучения темы проверьте себя. Здорово, если получится встретиться или созвониться с друзьями, которые тоже готовятся к экзаменам, и проверить друг друга или, например, объяснить тему однокласснику так, чтобы он все понял. Так легко увидеть пробелы и заодно систематизировать в голове пройденные материалы. Но коллективная подготовка эффективна только после индивидуального изучения, когда основной костяк темы уже зафиксирован в голове.

Прокрастинация

Даже выспавшись и грамотно организовав время учебы и отдыха, можно легко испортить подготовку одним уведомлением в телефоне. Сначала звук сообщения в мессенджере, потом мама зашла в комнату и предложила доесть оливье — и вот ты уже на YouTube смотришь видео про котиков, а учеба отложена на завтра или на следующую неделю.

Студенту или школьнику нужна комфортная обстановка, где его ничто и никто не будет отвлекать. Телефон лучше поставить на беззвучный режим, рабочий стол (как в комнате, так и на компьютере) привести в порядок, а родителей попросить не заходить в комнату. Честно говоря, им стоит вообще исчезнуть из квартиры на время или хотя бы убавить звук телевизора.

-3

Есть довольно популярная техника — «помодоро». Мы делим задачу на маленькие отрезки времени по 25 минут (их обычно в нашей стране называют «помидорами»), а между ними делаем маленькие перерывы на 5 минут. После трех таких «помидоров» можно устроить перерыв на полчаса. Родители могут обыграть этот способ подготовки и превратить его в игру — особенно если придумать какой-то забавный стимул. Например, за каждые 25 минут награждать человека реальным помидором или прикольной наклейкой с томатами. Но такие награды сработают, только если родители в хорошем контакте с детьми: старшеклассник или студент не поймет юмора, если раньше вы прибегали только к серьезному общению на тему учебы.

Родителям

Помните разницу между «поддерживать» и «тюкать». «Ты помнишь, что уже час дня, ты должен был сесть заниматься?», «Куда ты собрался, ты должен сидеть к ЕГЭ готовиться!» Чем больше таких вопросов и комментариев, тем больше старшеклассник или студент будет раздражаться и спрашивать: «Почему родителей волнует только моя учеба, а не я сам?» Он и так осознает, что есть задача, которую рано или поздно придется решать. И убедить себя сесть и действительно продуктивно заниматься может только он сам. В общении на эту тему старайтесь делать акцент на позитивных перспективах в случае удачной сдачи — про негативные он и сам знает.

Но есть нюанс — подготовка к ЕГЭ отличается от подготовки к классическим школьным или университетским экзаменам. Старшеклассник часто не понимает, что значит ЕГЭ для его будущего. Он готовится скорее из-за навязанного страха или тревоги, потому что ему лет с 13 настойчиво объясняли, как это важно и что если не сдать ЕГЭ, наступит «конец света». Студент же обычно осознает последствия провала самостоятельно — можно «попасть на допсу», пропадет стипендия, выселят из общежития.

Исследования подтверждают, что критика, особенно самокритика, сильно сказывается на процессе обучения. Сила воли истощается самобичеванием, и изо дня в день садиться за учебу становится все тяжелее. Детям, которые боятся не поступить или не сдать, нужна поддержка родителей. Тем, кто страдает гиперответственностью, покажите исследования о важности полноценного отдыха, физической активности, прогулок для последующей успеваемости. Именно покажите, скиньте ссылку, но не пересказывайте сами — пусть убедятся в объективности источника. В особо тяжелых случаях можно обратиться к школьному или университетскому психологу, если вы понимаете, что ребенок из-за подготовки к экзаменам или к ЕГЭ загнал себя в сильнейший стресс.

Мотивация

Очень важно понимать, зачем мы это делаем. Мотивация у всех разная — мотивация «от» и мотивация «к». «К» — это когда человек сам осознает, зачем ему это нужно, когда он видит смыслы. Здорово, когда такая мотивация есть. Но и нельзя сказать, что мотивация «от» не работает: иногда нам нужно действительно сильно испугаться, чтобы сделать рывок. Будем честны, взрослые тоже часто прокрастинируют перед написанием важных диссертаций, отчетов. Так что фактор срочности, дедлайнов и возможных осложнений вполне может быть мотиватором.

-4

Кто-то ходит на подготовительные курсы и садится за учебники, потому что мама все время зудит на эту тему и раздражает нотациями — так вроде есть шанс, что отстанет. А кто-то осмысленно хочет поступить в лучший вуз, поэтому ради высоких баллов на ЕГЭ легко может пожертвовать новогодними каникулами. Есть студенты, которых вполне устроят все тройки, а для этого готовиться особо не надо, можно расслабиться. Другие же, наоборот, говорят себе: «Мне ни в коем случае нельзя получить тройку, потому что я хочу красный диплом». Некоторые вообще не хотят сдавать ЕГЭ или ходить на пары в университет. Все решает мотивация.

Иллюстрации: Pretty Vectors / Shutterstock / Fotodom