Найти тему
Sapienti sat

Сколько можно спать на козлах? или Снова о зарплате

Не знаю, как вам, но мне всегда было странно слышать о том, что по стране у медицинских сестер разная оплата труда. Когда люди рассказывают о зарплате в 15 тыс. рублей, хочется, чтобы тебя кто-нибудь ущипнул: «Это действительно так? Нет. Мне это снится, по-видимому, насмотрелась кошмаров на ночь…» Живем в одном государстве, имеем одно на всех министерство, спускающее приказы на всю страну, нагрузка (если по установленным нормативам) одинаковая должна быть, но вот с зарплатой какая-то мистика…

При изучении этого вопроса все пути ведут к «рыбьей голове» как ни крути. Давайте рассмотрим ситуацию с необычной стороны и представим себе, что вы занимаете должность руководителя (хотя бы старшей медицинской сестры). Что в первую очередь должен знать руководитель? Хотя бы то, что основными функциями руководителя являются организация, планирование, контроль и мотивация. Вот о ней-то, о мотивации, и хотелось бы поговорить.

Правда, сразу придется добавить ложку дегтя: труд медицинского работника изначально рассматривался как непроизводительный и финансировался по остаточному принципу в размере 3,1-3,9% от валового национального дохода (для сравнения: затраты государства на здравоохранение в США в 1995 г. составили 13,6% ВНД). Таким образом, были заложены основы крайне низкой оплаты труда медиков при достаточно высоких профессиональных требованиях. Экономия средств на заработную плату происходила в основном за счет средних и младших медработников. В связи с этим те, кто сидят наверху с большими зарплатами, должны были задуматься о том, как мотивировать трудящееся население, включая медицинских работников, выполнять работу за гроши.

Всем рулят политика и идеология. По крайней мере, в советский период прослеживается следующая закономерность: на смену экономическим стимулам (зарплата) приходят периодически внутренние (моральный стимул). Тертум нон датур.

Представьте себе, было время, когда люди считали себя «передовыми» (ведь они строили новое государство!) и когда материальная сторона трудовой деятельности рассматривалась как нечто недостойное их внимания. Это было в 20-е годы, когда движущей силой было моральное стимулирование труда. Однако умные люди уже тогда предупреждали: люди «не могут годами пребывать в состоянии экстатического подъема, и заставить их работать может только экономическая необходимость».

Плодотворные 30-е годы! Уже в начале 30-х годов на уровне правительства был поставлен вопрос об острой необходимости улучшения материально-бытового положения врачей, среднего и младшего медперсонала. Более высокая оплата труда была установлена ведущим группам медперсонала – врачам, фельдшерам, старшим и операционным сестрам, среднему медицинскому персоналу с законченным специальным образованием. Врачи были приравнены к инженерно-техническим работникам. К 1936г. в стране была введена дифференцированная оплата труда медицинских сестер в зависимости от образования, квалификации и стажа работы.

Первый нарком здравоохранения Н.Г.Каминский призывал также поднять моральный уровень, чтобы работники здравоохранения чувствовали, что они делают большое дело... (то есть, значит, реально производят!) Таким образом, в тридцатые годы маятник качнулся в сторону экономического стимулирования, подкрепленного моральной поддержкой.

40-е годы, военные… Здесь должно быть все понятно без слов. «Страна, мы – с тобой! Лишь бы не было войны!» По окончании послевоенного восстановительного периода произошла известная переоценка ценностей, в том числе стимулов и факторов подъема трудовой активности. Принцип работы «любой ценой» все более утрачивал свою оправдательную функцию (последствия войны, трудности восстановления и т.д.). Чем дальше отодвигалась война, тем отчетливее в сознании современников зрело понимание того, что вместе с ней должны уйти в прошлое вызванные экстремальной военной обстановкой бытовые лишения и напряженность труда. Вопрос ставился жестко: «Закончилась война, тяготы войны мы все пережили и прекрасно знаем: наступил период мирного строительства. Сколько можно спать на козлах». Так, обыденное сознание, по существу, зафиксировало один из рубежных моментов в развитии советского общества, особенность которого состояла в необходимости поворота к социальным программам, а именно к одной из важнейших ее составляющих – заработной плате. И все же для решения труднодостижимых задач все еще пользовались испытанными приемами непосредственной апелляции к сознательности, энтузиазму, самоотверженности…(и это мне что-то напоминает.. Ну да: недавняя пандемия, дефицит логистики, отсутствие обещанных выплат и пр.) Первые попытки реально связать энтузиазм и экономический интерес (начало бригадного подряда) воспринимались главным образом как явления «стяжательства», «рвачества».

Безусловный интерес представляют 60-е годы. Этот период характеризуют как «время большого общественного подъема», именно в эти годы пришло осознание того факта, что для миллионов людей «недостаточно абстрактного понимания своей роли в производственном процессе, им необходимы вполне ощутимые осязательные формы связи между затраченным трудом и его вознаграждением».

«Исчерпание экстремальности», изменение приоритетов в экономике в сторону гораздо большего удовлетворения потребностей людей, стабильность социальной жизни потребовали новых механизмов активизации инициативы и творчества масс. Следовало подкрепить привычное для советских людей общественное «надо» более тесной связью с личным интересом, преодолеть бытовавшее представление о материальной стороне трудовой деятельности как о чем-то недостойном внимания передового человека.

В конце 60-х-начале 70-х годов было проведено повышение минимальной зарплаты, в результате чего сократилась разница в оплате квалифицированного и малоквалифицированного труда. Нарастали уравнительные тенденции в подходе к проблемам стимулирования (Ничего не напоминает? Кто-то плохо изучал историю?)

Что привлекла в нашу жизнь уравниловка? Ответ: изменение отношения к труду, формировалась психология «маленького человека», который ничего не хочет изменять, поскольку от него «ничего не зависит» (Разве такое отношение мы не наблюдаем повсеместно?) Эта психология рождала общественную пассивность, ставшую общим явлением, затронувшим, в частности, и медсестер. Тот факт, что людям платили не за результат, а за выполнение конкретных операций привел к зарождению другого явления, - «синдрома исполнительности», проявляемого в ожидании решений и приказов «сверху», откуда «все виднее».

На Западе в эти годы было описано такое явление как «приобретенная безнадежность», появление которого связывали с осознанием невозможности повлиять на течение событий, отсутствием контроля над жизненными обстоятельствами. Это в свою очередь негативно сказывалось на мотивации людей творчески относиться к своей профессиональной деятельности. В конце 70-х годов был намечен ряд новых мер по стимулированию труда медицинских работников. Заслуживает внимания тот факт, что медики, работающие на промышленных предприятиях, теперь пользовались правом быть премированными наравне с производственниками.

В восьмидесятых годах, когда появились «первые звоночки» грядущей катастрофы с кадрами, стимул для привлечения молодежи в медицинские училища был все же найден: им стала возможность поступления на медицинские факультеты для тех, кто 3-5 лет трудился младшим или средним медицинским работником», и зачисления вне конкурса при получении положительных оценок на вступительных экзаменах.

При этом для общественного развития для этого периода была характерна социальная пассивность, снижение трудовой активности людей, падение дисциплины и порядка, отчуждение от общественной собственности («ничейная» собственность). Как свидетельствует исторический опыт, главной причиной неудач многих преобразований этого периода была недостаточная включенность трудящихся в процессы управления, недооценка роли человеческого фактора (кто-то плохо изучал менеджмент? ) В 90-х годах, как вы, наверное, знаете (а кто-то и помнит), появились стимулирующие и компенсирующие выплаты, но было много злоупотреблений со стороны руководств медицинских учреждений, и это – отдельная тема.

И вот наступил 21 век. Так в какое время мы сейчас живем? Очередь за какими стимулами подошла: за моральными или материальными? Лично у меня такое ощущение, что многие медицинские сестры унаследовали мировоззрение 70-х годов, маслица в огонь добавили чиновники (по идее, люди более образованные и которые должны знать, к чему уже однажды привела страну такая политика), уровняв снова зарплаты квалифицированного специалиста и неквалифицированного работника.

Я думаю, выход есть, и этот выход – в реорганизации сестринской работы. Но это, как говорится, совсем другая история.