Это уже третий разбор картин, без которых не куда на ЕГЭ по истории. Теперь в центре внимания картины 18 века. Запоминаем и автора и название.
Никитин Иван Никитич
1680 - не ранее 1742
Портрет напольного гетмана
В XIX веке портрет считался изображением гетманов:
- И. С. Мазепы,
- П. Л. Полуботка,
- И. И. Скоропадского,
- Д. П. Апостола.
Есть предположение, что на портрете литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге. Есть даже версия, что это автопортрет. Но сказать точно никто не может.
Петр I на смертном одре
Сразу после смерти Петра Никитин был приглашен запечатлеть мертвого императора. На портрете царь одет в белую рубашку. Прикрыт по грудь желтоватой драпировкой и синей с горностаем мантией. Портрет пронизан настроением глубокой, искренней скорби: для Никитина Петр был не только император, а близкий и хорошо знакомый человек.
Портрет был передан в 1762 году по распоряжению императрицы Екатерины II из старого деревянного Зимнего дворца на Невском проспекта близ Полицейского моста в Императорскую Академию художеств. В то время автором называли:
- И. Н. Никитина,
- И. Г. Таннауера,
- Андрея Матвеева.
Но современные исследователи считают, что это работа Никитина. Не просто так, а на основе ее технологического анализа.
Портрет графа Гавриила Ивановича Головкина
Граф Гавриил Иванович Головкин был приближен к Петру I. Исполнял должность президента Коллегии иностранных дел. Головкин успешно продолжил карьеру после смерти Петра I, принимая активное участие в возведении на престол Екатерины I, затем Петра II и Анны Иоанновны.
Герой портрета преисполнен чувством собственного достоинства. Лента и звезда ордена Св. Андрея Первозванного, а также польский орден Белого Орла свидетельствуют о заслугах перед Отечеством.
Матвеев Андрей Матвеевич
1701 - 1739
Один из основоположников русской светской живописи и портретного жанра в русской живописи.
Автопортрет с женой
Один из первых опытов в жанре светского портрета. Созданные Матвеевым образы говорят об интересе к человеку, к его личным качествам. Матвеев сосредоточивает внимание на эмоциональном содержании образа.
Художник на портрете правой рукой обнимает свою юную супругу, а левой поддерживает ее за руку, как бы выдвигая на первый план и приближая к зрителю.
При этом некоторые Исследователи считали, что женщина старше супруги Матвеева. В год написания портрета ей было 16 лет. Но технологическое исследование установило, что лицо женщины было «состарено» поздними переписками.
Зубов Алексей Федорович
около 1682-1683 — около 1751-1752
Гравер резцом, офортом и черной манерой. Обучался иконописи в Оружейной Палате. В 1699 был отдан учиться гравированию к А. Шхонебеку. Работал в гравировальной мастерской Оружейной Палаты. С 1711 по 1727 возглавлял гравировальную мастерскую при Петербургской типографии.
На гравюре изображены корабли, участвовавшие в последнем крупном сражении Северной войны. Оно состоялось 27 июля 1720 года около острова Гренгам в Балтийском море. Шведский флот, преследуя эскадру под командованием генерал-аншефа Михаила Голицына, попал на мелководье, где был окружен более маневренными русскими судами. Победа положила конец доминированию Швеции на Балтике и приблизила заключение Ништадтского мира.
8 сентября 1720 года те самые четыре шведских фрегата в сопровождении кораблей русского военного флота были введены в Неву. Морской парад принимал Петр I. Его ботик изображен на первом плане. Затем русские моряки, плененные шведские офицеры и матросы сошли на берег перед Троицкой площадью и прошли в торжественном марше через специально построенные триумфальные ворота. Работа над гравюрой была начата заранее, и к празднику она уже была готова.
Зубов Иван Федорович
1675/1677 — 1743
Старший брат Алексея Федоровича Зубова. Обучался иконописи в Оружейной палате. Как и младший брат занимался у А. Шхонебека. Работал в Гравировальной мастерской Оружейной Палаты.
Антропов Алексей Петрович
1716 — 1795
Представитель стиля барокко, в творчестве которого окончательно сложился национальный вариант светского камерного портрета.
Портрет императора Петра III
Петр III, племянник императрицы Елизаветы Петровны. Он представлен в энергичной позе, с вытянутой, как во время прохождения церемониальным маршем, ногой. Выразительная в своей неправильности фигура императора изображена в пышном дворцовом интерьере. Тут и атрибуты царской власти: корона, скипетр, держава, горностаевая мантия, брошенная на трон. В руке император держит маршальский жезл.
Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой
Портрет ближайшей подруги и дальней родственницы императрицы Елизаветы Петровны. Платье Измайловой украшает портрет Елизаветы Петровны в алмазах – знак личного расположения императрицы к своей придворной даме. Работа очень понравилась модному тогда итальянскому портретисту П. Ротари, который весьма лестно отозвался о ней. Это принесло Антропову известность.
Портрет А.В. Бутурлиной
Портрет парный к портрету мужа Д.И.Бутурлина. Портреты Бутурлиных почти идентичны: изображенные даны в одной и той же позе и кажутся застывшими. Как указывает надпись на обороте, ей было в то время 54 года. Однако в трактовке Антропова, она выглядит весьма пожилой женщиной.
Бутурлина — типичная помещица, представительница патриархального быта, озабоченная, рачительная хозяйка в своем имении. Ее лицо, с вопросительно поднятыми бровями и обиженно опущенными уголками губ, выражает беспокойство. Это состояние подчеркивает и колорит портрета, построенный на контрастном сочетании глубокого синего цвета шелковой накидки с ярким блеском ломких складок, беспорядочно лежащих на плечах.
Аргунов Иван Петрович
1729 — 1802
Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов. Крепостной князя А.М. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома в Петербурге и усадьбы Кусково под Москвой. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева. В 1746–1747 учился живописи у Г.К. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны.
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Портрет неизвестной отражает интерес к крестьянской тематике, появившийся в то время в русском обществе. Аргунов, сам происходивший из крепостных, стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Художник нарядил девушку в праздничный девичий венец и сарафан с галунами. Из-за такой одежды некоторые исследователи считали, что изображена актриса в театральном костюме. Однако этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии, а также бесхитростность и отсутствие манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы.
Портрет калмычки Аннушки
На картине изображена любимая воспитанница графини Варвары Алексеевны Шереметевой. Ценители искусства отмечают, что в картине есть все: и детская непосредственность Аннушки, и ясная душа художника, и неизъяснимая прелесть, заставляющая любоваться обликом девушки.
Портрет ни разу не покидал усадьбы Кусково, летней увеселительной резиденции Шереметевых в Москве. Картина экспонируется в одном зале с портретами родных детей Шереметевых. Аннушка была всеобщей любимицей. Сохранились письма к ней графини Варвары Алексеевны, графа Петра Шереметева, ее брата-ламы Джамбо-гелюнга. По этой переписке видно, сколько тепла и заботы испытывали к ней ее покровители.
После смерти графини Варвары Алексеевны, заботу о ней принял граф Петр Шереметев. После его кончины Аннушку заботливо опекал их сын Николай. По его благословению Анна удачно вышла замуж за дворянина Петра Фатьянова. В замужестве имела двоих детей, которых назвала в честь своих покровителей Варварой и Петром.
Портрет актрисы П.И. Ковалёвой-Жемчуговой
На портрете тридцатипятилетняя актриса изображена в домашней одежде, незадолго до смерти, последовавшей через месяц после рождения сына. Граф Шереметев заказал своему крепостному Н. И. Аргунову, этот портрет Прасковьи Ивановны для того, чтобы обнародовать свой брак и укрепить права будущего наследника несметного состояния.
Лосенко Антон Павлович
1737 — 1773
Основатель исторической живописи.
Владимир и Рогнеда
Первое полотно на тему отечественной истории. Сюжет был заимствован из "Российской истории" М. В. Ломоносова и летописей. Новгородский князь Владимир предложил полоцкой княжне Рогнеде стать его женой. Будучи отвергнут, Владимир пошел войной на Полоцк, убил отца и братьев княжны и силой взял ее в жены. В качестве сюжета выбран момент раскаяния, когда Владимир "испрашивает прощения" за насилие, что весьма характерно для просветительских представлений той эпохи, направленных против произвола "деспотичества".
Картина принесла автору звания академика и профессора
Прощанье Гектора с Андромахой
Сюжет картины связан с описанным в «Илиаде» эпизодом Троянской войны — прощанием главного военачальника троянцев Гектора с его женой Андромахой и сыном Астианаксом. Тему прощания с семьёй отправляющегося на битву с греками троянского героя художник объединяет с темой патриотического подвига и гражданского долга.
Лосенко работал над полотном по заказу императрицы Екатерины II. Некоторые детали картины остались не вполне завершёнными из-за смерти художника, скончавшегося в возрасте 36 лет.
Рокотов Федор Степанович
1736 — 1808
Был одним из самых популярных российских художников XVIII века. По утверждению современников, он успел «переписать всю Москву». Рокотову заказывали картины члены императорской семьи: ему принадлежат портреты Петра III, Екатерины II и Павла I.
Александра Петровна Струйская, вторая супруга Н.Е. Струйского, известному благодаря его типографии. Художнику не важно конкретное состояние модели, он стремится передать богатство и красоту ее духовного мира. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. О Струйской восторженно писал поэт И.М.Долгоруков: "…Мало женщин знаю таких, о коих обязан я… говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней".
Левицкий Дмитрий Григорьевич
1735 — 1822
В детстве учился рисовать под руководством своего отца — гравера Григория Левицкого. Прославился уже в 1770-х благодаря портретам государственных чиновников и дворян из Петербурга. Левицкий написал известную картину «Екатерина-Законодательница в храме богини Правосудия», которую много раз потом копировал для современников, и серию «Смолянок» — портреты лучших учениц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре.
Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской
Этот портрет как раз из серии «Смолянок. Её заказала Екатерина II.
Смольный институт благородных девиц — привилегированное учебное заведение, открытое в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. В институте готовили дочерей дворян для придворной службы и светской жизни. Девочек учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.
На портрете задорный "пастушок" — Хрущева, одетая в мужское платье, шутливо касается лица подруги — "пастушки" Хованской, которая робко стоит, придерживая рукой край одежды.
Портрет Е.И. Нелидовой
Е. И. Нелидова изображена в театральном костюме, в котором исполняла танцевальный номер на сцене театра Воспитательного общества благородных девиц. Художник показывает свою модель в опоэтизированном естественном бытии, в органическом слиянии с природой.
Портрет Алымовой
Изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц.
Портрет П.А. Демидова
Прокофий Акинфиевич Демидов, сын уральского горнозаводчика А.Н.Демидова, благотворитель и меценат, опекун Московского Воспитательного дома, при котором он основал Коммерческое училище. Герой изображен в домашнем костюме, что говорит о неофициальном характере его деятельности. Демидов не состоял на государственной службе, хотя носил чин действительного статского советника, который получил за широкую благотворительность. Левой рукой герой опирается на лейку, рядом с которой раскрытая книга и луковицы растений, олицетворяющие пользу просвещения. Правой рукой он указывает на цветущие растения и на здание Воспитательного дома, обитатели которого так же, как и цветы, нуждаются в заботе и уходе.
Шибанов Михаил
Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Живописец из крепостных крестьян, с 1783 года — «вольный живописец».
Крестьянский обед
Уникальный сюжет — крестьян почти не писали.
Празднество свадебного договора
Картина изображает крестьян села Татарова в Суздальской провинции, о чем свидетельствует авторская надпись на обратной стороне холста. Шибанов воспроизводит старинный торжественный обряд – сговор, во время которого заключался договор между семьями жениха и невесты о будущем брачном союзе. Автор точно воссоздает костюмы, головные уборы, наряд невесты, характер вышивки и даже виды тканей.
Боровиковский Владимир
1757 — 1825
Стал известным художником в 31 год. Портреты заказывали Екатерина II и Павел I, члены императорской семьи, петербургские дворяне. Прославился Боровиковский и как иконописец: создал образа для Казанского собора.
На полотне изображена Мария Лопухина, молодая девушка 18-ти лет. Она из дворянского рода, дочь генерала в отставке Ивана Андреевича Толстого, жена Степана Авраамовича Лопухина. Мария только что вышла замуж, и этот портрет послужил ей подарком от мужа.
Этот материал от школы MAXIMUM призван помочь самостоятельно подготовиться к ЕГЭ. А ещё мы запустили двухнедельный тест-драйв нашей онлайн-платформы! Самое то, чтобы познакомится с нами получше!
+7 (3822) 99‒56‒54