Найти в Дзене

Без чьих картин не обойтись на ЕГЭ?

Это уже третий разбор картин, без которых не куда на ЕГЭ по истории. Теперь в центре внимания картины 18 века. Запоминаем и автора и название. Никитин Иван Никитич 1680 - не ранее 1742 Портрет напольного гетмана В XIX веке портрет считался изображением гетманов: Есть предположение, что на портрете литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге. Есть даже версия, что это автопортрет. Но сказать точно никто не может. Петр I на смертном одре Сразу после смерти Петра Никитин был приглашен запечатлеть мертвого императора. На портрете царь одет в белую рубашку. Прикрыт по грудь желтоватой драпировкой и синей с горностаем мантией. Портрет пронизан настроением глубокой, искренней скорби: для Никитина Петр был не только император, а близкий и хорошо знакомый человек. Портрет был передан в 1762 году по распоряжению императрицы Екатерины II из старого деревянного Зимнего дворца на Невском проспекта близ
Оглавление

Это уже третий разбор картин, без которых не куда на ЕГЭ по истории. Теперь в центре внимания картины 18 века. Запоминаем и автора и название.

Никитин Иван Никитич

1680 - не ранее 1742

Портрет напольного гетмана

В XIX веке портрет считался изображением гетманов:

  • И. С. Мазепы,
  • П. Л. Полуботка,
  • И. И. Скоропадского,
  • Д. П. Апостола.

Есть предположение, что на портрете литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге. Есть даже версия, что это автопортрет. Но сказать точно никто не может.

Петр I на смертном одре

Сразу после смерти Петра Никитин был приглашен запечатлеть мертвого императора. На портрете царь одет в белую рубашку. Прикрыт по грудь желтоватой драпировкой и синей с горностаем мантией. Портрет пронизан настроением глубокой, искренней скорби: для Никитина Петр был не только император, а близкий и хорошо знакомый человек.

Портрет был передан в 1762 году по распоряжению императрицы Екатерины II из старого деревянного Зимнего дворца на Невском проспекта близ Полицейского моста в Императорскую Академию художеств. В то время автором называли:

  • И. Н. Никитина,
  • И. Г. Таннауера,
  • Андрея Матвеева.

Но современные исследователи считают, что это работа Никитина. Не просто так, а на основе ее технологического анализа.

Портрет графа Гавриила Ивановича Головкина

Граф Гавриил Иванович Головкин был приближен к Петру I. Исполнял должность президента Коллегии иностранных дел. Головкин успешно продолжил карьеру после смерти Петра I, принимая активное участие в возведении на престол Екатерины I, затем Петра II и Анны Иоанновны.

Герой портрета преисполнен чувством собственного достоинства. Лента и звезда ордена Св. Андрея Первозванного, а также польский орден Белого Орла свидетельствуют о заслугах перед Отечеством.

Матвеев Андрей Матвеевич

1701 - 1739

Один из основоположников русской светской живописи и портретного жанра в русской живописи.

Автопортрет с женой, 1729
Автопортрет с женой, 1729

Автопортрет с женой

Один из первых опытов в жанре светского портрета. Созданные Матвеевым образы говорят об интересе к человеку, к его личным качествам. Матвеев сосредоточивает внимание на эмоциональном содержании образа.

Художник на портрете правой рукой обнимает свою юную супругу, а левой поддерживает ее за руку, как бы выдвигая на первый план и приближая к зрителю.

При этом некоторые Исследователи считали, что женщина старше супруги Матвеева. В год написания портрета ей было 16 лет. Но технологическое исследование установило, что лицо женщины было «состарено» поздними переписками.

Зубов Алексей Федорович

около 1682-1683 — около 1751-1752

Гравер резцом, офортом и черной манерой. Обучался иконописи в Оружейной Палате. В 1699 был отдан учиться гравированию к А. Шхонебеку. Работал в гравировальной мастерской Оружейной Палаты. С 1711 по 1727 возглавлял гравировальную мастерскую при Петербургской типографии.

«Торжественный ввод в Санкт-Петербург шведских судов после победы при Гренгаме», 1720
«Торжественный ввод в Санкт-Петербург шведских судов после победы при Гренгаме», 1720

На гравюре изображены корабли, участвовавшие в последнем крупном сражении Северной войны. Оно состоялось 27 июля 1720 года около острова Гренгам в Балтийском море. Шведский флот, преследуя эскадру под командованием генерал-аншефа Михаила Голицына, попал на мелководье, где был окружен более маневренными русскими судами. Победа положила конец доминированию Швеции на Балтике и приблизила заключение Ништадтского мира.

8 сентября 1720 года те самые четыре шведских фрегата в сопровождении кораблей русского военного флота были введены в Неву. Морской парад принимал Петр I. Его ботик изображен на первом плане. Затем русские моряки, плененные шведские офицеры и матросы сошли на берег перед Троицкой площадью и прошли в торжественном марше через специально построенные триумфальные ворота. Работа над гравюрой была начата заранее, и к празднику она уже была готова.

Зубов Иван Федорович

1675/1677 — 1743

Старший брат Алексея Федоровича Зубова. Обучался иконописи в Оружейной палате. Как и младший брат занимался у А. Шхонебека. Работал в Гравировальной мастерской Оружейной Палаты.

«Измайлово. Отъезд императора Петра II на соколиную охоту», 1727–29.
«Измайлово. Отъезд императора Петра II на соколиную охоту», 1727–29.

Антропов Алексей Петрович

1716 — 1795

Представитель стиля барокко, в творчестве которого окончательно сложился национальный вариант светского камерного портрета.

Портрет императора Петра III

Петр III, племянник императрицы Елизаветы Петровны. Он представлен в энергичной позе, с вытянутой, как во время прохождения церемониальным маршем, ногой. Выразительная в своей неправильности фигура императора изображена в пышном дворцовом интерьере. Тут и атрибуты царской власти: корона, скипетр, держава, горностаевая мантия, брошенная на трон. В руке император держит маршальский жезл.

Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой

Портрет ближайшей подруги и дальней родственницы императрицы Елизаветы Петровны. Платье Измайловой украшает портрет Елизаветы Петровны в алмазах – знак личного расположения императрицы к своей придворной даме. Работа очень понравилась модному тогда итальянскому портретисту П. Ротари, который весьма лестно отозвался о ней. Это принесло Антропову известность.

Портрет А.В. Бутурлиной

Портрет парный к портрету мужа Д.И.Бутурлина. Портреты Бутурлиных почти идентичны: изображенные даны в одной и той же позе и кажутся застывшими. Как указывает надпись на обороте, ей было в то время 54 года. Однако в трактовке Антропова, она выглядит весьма пожилой женщиной.

Бутурлина — типичная помещица, представительница патриархального быта, озабоченная, рачительная хозяйка в своем имении. Ее лицо, с вопросительно поднятыми бровями и обиженно опущенными уголками губ, выражает беспокойство. Это состояние подчеркивает и колорит портрета, построенный на контрастном сочетании глубокого синего цвета шелковой накидки с ярким блеском ломких складок, беспорядочно лежащих на плечах.

Аргунов Иван Петрович

1729 — 1802
Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов. Крепостной князя А.М. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома в Петербурге и усадьбы Кусково под Москвой. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева. В 1746–1747 учился живописи у Г.К. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Портрет неизвестной отражает интерес к крестьянской тематике, появившийся в то время в русском обществе. Аргунов, сам происходивший из крепостных, стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Художник нарядил девушку в праздничный девичий венец и сарафан с галунами. Из-за такой одежды некоторые исследователи считали, что изображена актриса в театральном костюме. Однако этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии, а также бесхитростность и отсутствие манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы.

Портрет калмычки Аннушки

На картине изображена любимая воспитанница графини Варвары Алексеевны Шереметевой. Ценители искусства отмечают, что в картине есть все: и детская непосредственность Аннушки, и ясная душа художника, и неизъяснимая прелесть, заставляющая любоваться обликом девушки.

Портрет ни разу не покидал усадьбы Кусково, летней увеселительной резиденции Шереметевых в Москве. Картина экспонируется в одном зале с портретами родных детей Шереметевых. Аннушка была всеобщей любимицей. Сохранились письма к ней графини Варвары Алексеевны, графа Петра Шереметева, ее брата-ламы Джамбо-гелюнга. По этой переписке видно, сколько тепла и заботы испытывали к ней ее покровители.

После смерти графини Варвары Алексеевны, заботу о ней принял граф Петр Шереметев. После его кончины Аннушку заботливо опекал их сын Николай. По его благословению Анна удачно вышла замуж за дворянина Петра Фатьянова. В замужестве имела двоих детей, которых назвала в честь своих покровителей Варварой и Петром.

Портрет актрисы П.И. Ковалёвой-Жемчуговой

На портрете тридцатипятилетняя актриса изображена в домашней одежде, незадолго до смерти, последовавшей через месяц после рождения сына. Граф Шереметев заказал своему крепостному Н. И. Аргунову, этот портрет Прасковьи Ивановны для того, чтобы обнародовать свой брак и укрепить права будущего наследника несметного состояния.

Лосенко Антон Павлович

1737 — 1773

Основатель исторической живописи.

Владимир и Рогнеда

Первое полотно на тему отечественной истории. Сюжет был заимствован из "Российской истории" М. В. Ломоносова и летописей. Новгородский князь Владимир предложил полоцкой княжне Рогнеде стать его женой. Будучи отвергнут, Владимир пошел войной на Полоцк, убил отца и братьев княжны и силой взял ее в жены. В качестве сюжета выбран момент раскаяния, когда Владимир "испрашивает прощения" за насилие, что весьма характерно для просветительских представлений той эпохи, направленных против произвола "деспотичества".

Картина принесла автору звания академика и профессора

Прощанье Гектора с Андромахой

Сюжет картины связан с описанным в «Илиаде» эпизодом Троянской войны — прощанием главного военачальника троянцев Гектора с его женой Андромахой и сыном Астианаксом. Тему прощания с семьёй отправляющегося на битву с греками троянского героя художник объединяет с темой патриотического подвига и гражданского долга.

Лосенко работал над полотном по заказу императрицы Екатерины II. Некоторые детали картины остались не вполне завершёнными из-за смерти художника, скончавшегося в возрасте 36 лет.

Рокотов Федор Степанович

1736 — 1808

Был одним из самых популярных российских художников XVIII века. По утверждению современников, он успел «переписать всю Москву». Рокотову заказывали картины члены императорской семьи: ему принадлежат портреты Петра III, Екатерины II и Павла I.

Портрет А.П. Струйской, 1772
Портрет А.П. Струйской, 1772

Александра Петровна Струйская, вторая супруга Н.Е. Струйского, известному благодаря его типографии. Художнику не важно конкретное состояние модели, он стремится передать богатство и красоту ее духовного мира. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. О Струйской восторженно писал поэт И.М.Долгоруков: "…Мало женщин знаю таких, о коих обязан я… говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней".

Левицкий Дмитрий Григорьевич

1735 — 1822

В детстве учился рисовать под руководством своего отца — гравера Григория Левицкого. Прославился уже в 1770-х благодаря портретам государственных чиновников и дворян из Петербурга. Левицкий написал известную картину «Екатерина-Законодательница в храме богини Правосудия», которую много раз потом копировал для современников, и серию «Смолянок» — портреты лучших учениц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре.

Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской

Этот портрет как раз из серии «Смолянок. Её заказала Екатерина II.

Смольный институт благородных девиц — привилегированное учебное заведение, открытое в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. В институте готовили дочерей дворян для придворной службы и светской жизни. Девочек учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

На портрете задорный "пастушок" — Хрущева, одетая в мужское платье, шутливо касается лица подруги — "пастушки" Хованской, которая робко стоит, придерживая рукой край одежды.

Портрет Е.И. Нелидовой

Е. И. Нелидова изображена в театральном костюме, в котором исполняла танцевальный номер на сцене театра Воспитательного общества благородных девиц. Художник показывает свою модель в опоэтизированном естественном бытии, в органическом слиянии с природой.

Портрет Алымовой

Изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц.

Портрет П.А. Демидова

Прокофий Акинфиевич Демидов, сын уральского горнозаводчика А.Н.Демидова, благотворитель и меценат, опекун Московского Воспитательного дома, при котором он основал Коммерческое училище. Герой изображен в домашнем костюме, что говорит о неофициальном характере его деятельности. Демидов не состоял на государственной службе, хотя носил чин действительного статского советника, который получил за широкую благотворительность. Левой рукой герой опирается на лейку, рядом с которой раскрытая книга и луковицы растений, олицетворяющие пользу просвещения. Правой рукой он указывает на цветущие растения и на здание Воспитательного дома, обитатели которого так же, как и цветы, нуждаются в заботе и уходе.

Шибанов Михаил

Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Живописец из крепостных крестьян, с 1783 года — «вольный живописец».

Крестьянский обед

Уникальный сюжет — крестьян почти не писали.

Празднество свадебного договора

Картина изображает крестьян села Татарова в Суздальской провинции, о чем свидетельствует авторская надпись на обратной стороне холста. Шибанов воспроизводит старинный торжественный обряд – сговор, во время которого заключался договор между семьями жениха и невесты о будущем брачном союзе. Автор точно воссоздает костюмы, головные уборы, наряд невесты, характер вышивки и даже виды тканей.

Боровиковский Владимир

1757 — 1825

Стал известным художником в 31 год. Портреты заказывали Екатерина II и Павел I, члены императорской семьи, петербургские дворяне. Прославился Боровиковский и как иконописец: создал образа для Казанского собора.

Портрет Марии Лопухиной, 1797
Портрет Марии Лопухиной, 1797

На полотне изображена Мария Лопухина, молодая девушка 18-ти лет. Она из дворянского рода, дочь генерала в отставке Ивана Андреевича Толстого, жена Степана Авраамовича Лопухина. Мария только что вышла замуж, и этот портрет послужил ей подарком от мужа.

Этот материал от школы MAXIMUM призван помочь самостоятельно подготовиться к ЕГЭ. А ещё мы запустили двухнедельный тест-драйв нашей онлайн-платформы! Самое то, чтобы познакомится с нами получше!

+7 (3822) 99‒56‒54

https://maximumtest.ru/garantiya-kachestva