Найти тему

Экономическая интеграция – эффективная стратегия устойчивого развития евразийских стран

Оглавление

Государствами – участниками Евразийского экономического союза, начавшего функционировать с января 2015 года, являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Эти страны активно участвовали в интеграционных процессах в Евразии с момента их старта.

Правовой основой, практически конституцией Евразийского экономического союза, является Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 29 мая 2014 года. Основополагающие положения Договора о Союзе неизменны. Однако в него вносятся изменения для устранения пробелов, выявленных в ходе правоприменительной практики и в рамках реализации новых задач, поставленных президентами стран ЕАЭС, а также в целях установления правового регулирования в определенных сферах и актуализации действующих норм.

Принята и успешно реализуется Стратегия развития интеграции до 2025 года, укрепляется свобода рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. С Евразийским экономическим союзом активно сотрудничают Узбекистан и Куба, имеющие статус государства-наблюдателя при ЕАЭС; динамично развиваются внешние связи, расширяется взаимодействие с интеграционными блоками и международными организациями. У ЕАЭС уникальный потенциал развития, отвечающий новейшим вызовам и создающий надежную базу для выхода на трек устойчивого экономического роста.

Итак, как организован интеграционный процесс и каковы общие планы?

Развитие интеграции

Одним из ключевых направлений деятельности Евразийской экономической комиссии (регулирующего органа Союза) является выработка предложений по реализации основных направлений интеграции в рамках ЕАЭС.

Направления развития интеграции определены в Стратегии-2025, утвержденной главами государств интеграционной «пятерки» в декабре 2020 года. Их насчитывается одиннадцать. В документе сформулированы также меры и механизмы достижения поставленных целей, которые в сумме составляют детальный план, дорожную карту развития интеграции. План предусматривает как принятие нормативных правовых актов ЕАЭС, так и внесение изменений и дополнений в Договор о Союзе и заключение ряда международных договоров в различных сферах регулирования.

Основная задача, решаемая Стратегией-2025 – создание условий для устойчивого развития экономики государств-членов, подъема инвестиционной и инновационной активности, повышения конкурентоспособности и научно-производственного потенциала Союза, увеличения его значимости в глобальной экономике.

Цели развития интеграции (согласно Стратегии-25)
Цели развития интеграции (согласно Стратегии-25)

Международная повестка

Расширяется география внешних связей Евразийского экономического союза, активно реализуется торгово-экономический компонент международной повестки. За 10 лет внешнеторговый оборот ЕАЭС увеличился на 23%, в том числе экспорт – на 20% и импорт – на 28% и по итогам 2021 года превысил объем в 840 млрд долл. США.

Развитие и углубление связей с международными партнерами Союза является одним из основных стратегических направлений развития, ЕАЭС стремится стать значимым центром развития современного мира. Комиссией выстроен конструктивный диалог с правительствами ряда стран, региональными интеграционными объединениями и международными организациями; подписано порядка 90 меморандумов и торговых соглашений.

Системно развивается диалог с ключевыми региональными интеграционными и межгосударственными объединениями – СНГ, ШОС, АСЕАН, Африканским союзом, МЕРКОСУР, Тихоокеанским альянсом, Андским сообществом, ЛАЭС, СИЕКА и другими, включая организации системы ООН. Взаимодействие с ключевыми интеграционными объединениями и национальными экономиками Евразии ориентировано на формирование Большого Евразийского партнерства.