Я думаю, многие из вас слышали когда-то о пирамиде потребностей Маслоу. Выглядит она следующим образом:
В этой статье я хочу разобрать, каким именно образом можно применить эту пирамиду на практике.
Маслоу распределил все потребности по мере убывания их важности. Он утверждал, что пока человек нуждается в удовлетворении базовых потребностей, он не сможет испытывать и удовлетворять потребности более высокого уровня.
Таким образом, если у человека не удовлетворены базовые человеческие потребности, то ему не будет дела до морали, творчества, уважения других людей и прочих вещей. С другой стороны, если нижний уровень потребностей удовлетворен, то следующие уровни могут удовлетворяться одновременно. Например, вступая в отношения, строя семью, я удовлетворяю и потребность в базовой безопасности, и потребность в причастности, любви.
Так как же все-таки знание пирамиды потребностей может пригодиться в жизни? Приведу примеры.
В личных отношениях:
1) Марина весь день ждала мужа домой, у нее к нему был серьезный разговор насчет предстоящей поездки к родителям. Петр очень устал на работе, замерз и был чертовски голоден. Марина, не успел Петр снять обувь, уже подлетела к нему и начала без умолку тараторить насчет своих планов, попутно вставляя: «а ты что об этом думаешь, а если сделать вот так?». Конечно, ни капля информации не попадала Петру в голову, и он неуверенно продвигался в сторону кухни, чтобы поужинать. В какой-то момент времени Петр просто не выдержал такого издевательства и вообще отказался ехать с Мариной к родителям. Марина жутко на это обиделась.
Вывод: сначала накорми, потом разговаривай (сначала удовлетвори базовую потребность, потом переходи к следующим уровням).
2) Егору довольно-таки тяжело социализироваться в школе. Он малообщителен, у него нет близких друзей, оценки оставляют желать лучшего. Как-то раз он по телевизору увидел конкурс по бально-спортивным танцам. Загорелся идеей стать танцором, записался на занятия, купил форму. У него сразу же появились друзья на танцах, он делал большие успехи, и был будто бы создан для того, чтобы красиво двигаться. Но его отец был категорически против того, чтобы сын занимался танцами: он не считал это мужественным и говорил: «лучше иди мяч гоняй на стадионе, чем на каблуках танцуй». Егор замкнулся в себе и больше не ходил ни в одну секцию.
Вывод: у Егора так и остались не удовлетворены потребность в причастности к группе людей, потребность в уважении (достижения, общение со сверстниками), потребность в самореализации, творчестве. Этим потребностям необходимо реализовываться. Родителям нужно было поговорить с Егором и попробовать «подменить» его интерес к танцам на другой, не осуждая его. А в идеале, конечно, дать ребенку заниматься тем, чем он хочет. Я даже знаю, о чем Егор будет рассказывать своему психотерапевту😁
3) Павел с детства любил рисовать, но ему это редко удавалось: как только его отец выпивал, Павел чувствовал себя не в своей тарелке, ведь никогда нельзя было предсказать, как на этот раз поведет себя пьяный родитель. Павел весь сжимался, старался быть тише воды, ниже травы, конечно, ни о каком рисовании тут не могло быть и речи. Хобби было заброшено. Через несколько лет, когда у Павла появилась возможность съехать от родителей, он снова достал краски. Спустя какое-то время, он продал свою первую картину.
Вывод: неудовлетворенная потребность в безопасности не даст возможности самореализовываться в полную силу.
В бизнесе и карьере:
1) Олегу на работе предложили взять дополнительные обязанности в виде обучения и курирования новых сотрудников. Это не оплачивалось. С одной стороны, авторитет Олега вырос бы (потребность в уважении), а с другой стороны, Олег уже давно платил кредит и периодически отказывался от обеда, чтобы поскорей его выплатить. Конечно, для него в приоритете была денежная компенсация за новые обязанности, поэтому Олег отказался от предложения (потребность в деньгах была больше потребности в уважении).
2) На новом месте Марии платили достаточно небольшую зарплату, но там был очень хороший пакет ДМС, а также коллектив, в котором чувствовалась сплоченность и нацеленность на общий результат. Мария моментально влилась в коллектив и ни разу не пожалела, что не пошла на более высокооплачиваемую работу с менее хорошим коллективом (потребность в деньгах была менее актуальной, чем потребность в принадлежности к группе).
На вышеописанных примерах мы видим, что знание потребностей другого человека может помочь найти с ним контакт. Также эти знания можно применить и по отношению к себе.
Надеюсь, эта статья была Вам полезна, и Вы узнали что-то новое. Делитесь в комментариях примерами использования пирамиды Маслоу в обычной жизни.