Об этом уважаемые подписчики и гости канала нам расскажет автор статьи: Пол Робинсон, профессор Оттавского университета. Он пишет о российской и советской истории. Из статьи мы узнаем, что о нас думают иностранцы. Что мы желаем. Какое ещё общество устроить.
Но прежде напомним, что 30 декабря 1922 года Первый Всесоюзный съезд Советов провозгласил образование Союза Советских Социалистических Республик, приняв Декларацию и Договор об образовании СССР.
А в декабре 1991 года Советскому Союзу пришел конец. Спустя 30 лет его последний лидер, Михаил Горбачев, взял на себя большую часть вины. Возможно, россияне не хотят возвращения к коммунизму, но они винят его за то, как он закончился.
В глазах Запада Горбачев - героическая фигура, положившая конец холодной войне и принесшая свободу Восточной Европе. Однако в глазах простых россиян он - человек, которому всего за шесть лет удалось поставить на колени сверхдержаву и довести до обнищания ее народ.
Опрос, опубликованный на прошлой неделе Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что Горбачев является "самым ненавистным человеком советской эпохи", причем каждый пятый респондент выделяет его среди других.
Это означает, что последний премьер-министр СССР гораздо менее популярен, чем его второй - Иосиф Сталин, которого называет только один из десяти.
На первый взгляд это кажется странным. Сталин руководил травмирующей сельскохозяйственной и промышленной революцией, которая привела к гибели миллионов людей во время голода 1932-33 годов. Горбачев, напротив, провел самую быструю и далеко идущую либерализацию общества за всю историю России.
Под лозунгами гласности и перестройки он отменил цензуру, разрешил первые с 1917 года конкурентные выборы, освободил всех политических заключенных и закрепил международные конвенции по правам человека в советском законодательстве. Даже больше, чем царь Александр II, он заслуживает того, чтобы его называли "Великим освободителем".
Русские, похоже, этого не ценят. Хотя Горбачев дал своему народу формальную свободу, он не обеспечил его средствами, с помощью которых он мог бы ею воспользоваться. При его правлении произошел катастрофический крах советской экономики.
Биограф Горбачева Уильям Таубман пишет, что к концу 1989 года "только 11 процентов из 989 потребительских товаров, отслеживаемых организацией экономических исследований, были легкодоступны. Почти полностью отсутствовали в магазинах телевизоры, холодильники, стиральные машины, большинство бытовых чистящих средств, мебель всех видов, электрические утюги, бритвенные лезвия, парфюмерия и косметика, школьные тетради и карандаши".
С экономической точки зрения перестройка была катастрофой.
Политические реформы Горбачева тоже были катастрофой. Советский лидер отменил статью 6 советской конституции, которая определяла коммунистическую партию "руководящей силой советского общества". Он разрешил создание новых политических партий, учредил пост президента СССР и создал выборный парламент. Результатом стал хаос.
Коммунистическая партия была тем клеем, который скреплял государство. Как только Горбачев ослабил ее, система распалась с поразительной скоростью, уничтожив авторитет правительства в Москве и высвободив центробежные силы, которые раскололи Советский Союз на части.
Возможно, в долгосрочной перспективе все это было к лучшему. Коммунистическая система оказалась неспособной справиться с требованиями современной экономики.
Некоторая степень созидательного разрушения, вероятно, была необходима, чтобы позволить развиться новой, более продуктивной системе. Сегодня россияне гораздо свободнее и, в большинстве своем, богаче, чем 40 лет назад, до Горбачева.
В каком-то смысле все закончилось хорошо. Но потребовалось много времени, чтобы преимущества стали очевидными, в то время как в краткосрочной и среднесрочной перспективе разрушения были огромными. И в этом Горбачев заслуживает немалой доли вины.
Советский лидер признавал, что система, которую он унаследовал, работала плохо. Он искренне стремился ее улучшить. Но он так и не понял причин, почему она не работает, и не смог разработать правильный план, чтобы что-то с этим сделать. Вместо этого он импровизировал набор специальных мер, каждая из которых только ухудшала ситуацию.
В основе проблемы лежал тот факт, что Горбачев плохо разбирался в экономике и был почти не осведомлен о свободных рынках. Грэм Эллисон, который вместе с Григорием Явлинским представил советскому лидеру план реформ в 1991 году, отметил, что он и Явлинский были потрясены "тупыми вопросами, которые задавал Горбачев, особенно о частной собственности".
Горбачев искренне верил в социализм как экономическую систему, написав в своей книге "Перестройка" в 1987 году, что: "Мы проводим все наши реформы в соответствии с социалистическим выбором. ... Социализм и общественная собственность, на которой он основан, открывают практически неограниченные возможности для прогрессивных экономических процессов".
Следовательно, Горбачев никогда не делал ничего большего, чем просто подправлял социалистическую систему, например, ослабляя государственный контроль над планированием. Результаты были однозначно отрицательными. Но вместо того, чтобы усомниться в правильности своей политики, советский лидер пришел к выводу, что если она не работает, то это потому, что консерваторы в коммунистической партии саботируют ее.
Для такого вывода не было веских оснований, но, сделав его, Горбачев решил, что решение проблемы заключается в том, чтобы сокрушить власть партийного аппарата.
Тем самым он устранил единственный механизм регулирования экономики, который был в распоряжении государства, не введя при этом спонтанных регуляторов, которые существуют в рыночных системах. В результате все шло от плохого к худшему.
По мере развития событий Горбачев удвоил свою веру в то, что причиной является бюрократический саботаж, ускорил политические реформы и тем самым ускорил крах системы.
Это была не единственная ошибка Горбачева. Он также не осознал силу националистических настроений в некоторых регионах Советского Союза и тот факт, что политическая либерализация, скорее всего, приведет к росту сепаратистских движений.
В речи, посвященной 70-летию русской революции, он даже зашел так далеко, что объявил национальную проблему в Советском Союзе "решенной". Столкнувшись с требованиями национальных меньшинств, Горбачев оказался в полной растерянности, как на них реагировать.
Короче говоря, трагическая судьба Советского Союза заключалась в том, что им руководил человек, который понимал, что необходимы радикальные перемены, но неправильно диагностировал проблему и поэтому продвигал совершенно контрпродуктивные решения.
Советская система была и репрессивной, и неэффективной. Россиянам было лучше без нее.
Тридцать лет спустя сильная неприязнь россиян к Михаилу Горбачеву не является признаком того, что они хотят вернуться к прошлому до него. Но это признак того, что многие из них считают, что от коммунизма можно было избавиться гораздо менее пагубным способом.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...