Моя личная десятка музыкальных байопиков очень специфична, а потому сразу оговорюсь, по каким критериям я составлял и что вообще меня больше всего привлекает в такого рода фильмах. Самое главное: нельзя забывать, что это, в первую очередь, кино. И кино художественное. Соответственно, по моему мнению, оно не должно сниматься как сухое прямолинейное повествование с текстом из википедии с музыкальными вставками-концертами и глянцевой картинкой. А как "полёт фантазии". В смысле, что, допустим, с вкраплениями в киноповествование внезапных мюзикловых номеров с безусловными какими-то в меру сказочными выдумками. Потому что кино - это искусство, прежде всего, а не доклад. А художественный фильм - это не документальный фильм. А это кино о музыке. И о самой личности лучше всего расскажет именно атмосфера музыки этой личности. Именно эту атмосферу нужно отображать в таких фильмах, а не голые факты.
Есть много примеров, когда про моих любимейших исполнителей снимали отвратительные или же посредственные фильмы. И тогда проще было посмотреть документальное кино или концерт включить. А потому акцент я делаю именно на лучшие фильмы, они мне нравятся, прежде всего, как фильмы, и неважно о ком они: люблю я этого исполнителя, или я его особо никогда не слушал.
10. Пётр Лещенко. Всё, что было... (2013, Россия, мини-сериал)
режиссёр Владимир Котт
в ролях: Константин Хабенский, Иван Стебунов, Андрей Мерзликин, Мириам Сехон, Виктория Исакова, Сергей Бызгу
Единственный постсоветский российский фильм в моём рейтинге, да ещё и мини-сериал! На самом деле это не просто моё смелое решение, этот фильм меня на самом деле в своё время очень удивил и разрушил во мне полностью стереотип о таком отвратительном понятии как "российский сериал".
Кино снято в формате не только музыкальном, но и приключенческо-историческом в самом хорошем смысле. Возможно, какие-то сюжетные перипетии сложной судьбы знаменитого русско-румынского шансонье были привраны, но привраны для достижения отличного художественного результата!
Даже лучшим вариантом было исполнении всех песен Лещенко самим Хабенским, хотя голос совершенно не похож, да и самого голоса откровенно и нет.
Но в этом была своя фишка, ибо Хабенский справился на ура, в принципе, как всегда.
9. Рокетмен/Rocketman (2019, Великобритания/США/Канада)
режиссёр Декстер Флетчер
в ролях: Тэрон Эджертон, Джейми Белл, Ричард Мэдден, Брайс Даллас Ховард, Джемма Джонс
Флетчер после того, как вынужден был рихтовать "Богемскую рапсодию" (которая мне не нравится - "глянцевая картинка с повествованием из википедии") после увольнения из неё режиссёра Брайана Сингера, выдал на ура полностью свой музыкальный байопик про Элтона! И, надо сказать, давно таких не снимали!
Как я и сделал в начале статьи акцент: это именно художественное, а не документальное кино! С элементами музыкальных фантазий, мюзикловыми вставками. Здесь всё именно так! Эджертон справился на ура! Не хуже, чем Рами Малек в роли Фредди, если уж продолжать сравнивать эти фильмы. Да ещё и сам шикарно перепел все песни, его голос почти идентичен голосу маэстро, который, к слову, сам курировал фильм и не стеснялся разрешать выдавать на экран свои сокровенные тайны (понятно, какие).
Правда, у нас в стране в фильме малость порезали "мужские" и "наркотические", так скажем, сцены. Я смотрел полную версию и скажу точно: от этого кино в любом случае не пострадало. Ибо если оно крутое изначально по своей задумке и реализации, то такая мелочь не будет помехой.
8. Эскадрон гусар летучих (1980, СССР)
режиссёры: Никита Хубов, Станислав Ростоцкий
в ролях: Андрей Ростоцкий, Марина Шиманская, Лидия Кузнецова, Евгений Лебедев, Юрий Рычков, Николай Ерёменко мл.
Кино о Денисе Давыдове, гусарском офицере, ставшем во главе партизанского отряда в Отечественную войну 1812 года - лучший советский музыкальный байопик для меня. Можно море таких найти в нашем кино, конечно. Но этот всегда был для меня с музыкальной точки зрения на голову выше. Если не считать экранизаций Войны и мира, это лучший после них фильм о войне 1812 года и один из лучших у Ростоцкого, снятый со свойственной ему грустной и лирической атмосферой. Как и в случае с другим отечественным фильмом в этой десятке, этот относится к такому редкому жанру как военно-музыкально-биографическое кино. То есть, три в одном.
Великолепным художественным ходом, а точнее, музыкальным, было придумать музыку к реальным стихам Дениса Давыдова. Получилась очередная полуфантазия, идеально подошедшая для выбранной истории. Автором мелодий стал композитор Александр Журбин, а песни за кадром исполнил Александр Хочинский.
7. Амадей/Amadeus (1984, США/Франция)
режиссёр Милош Форман
в ролях: Том Халс, Ф. Мюррэй Абрахам, Элизабет Берридж
Единственный в моём рейтинге и, соответственно, для меня самый лучший фильм про классическую музыку и культового композитора, схвативший в своё время восемь оскаров, включая лучший фильм, режиссуру, актёра (Абрахама за роль Сальери), сценарий и так далее.
6. Весь этот джаз/Вся эта суета/All That Jazz (1979, США)
режиссёр Боб Фосси
в ролях: Рой Шайдер, Джессика Лэнг, Энн Райнкинг
Феерическая музыкальная фактически автобиография одного из моих любимых режиссёров в кино Боба Фосси, который изначально был гениальным хореографом и постановщиком на Бродвее песенно-танцевальных мюзиклов.
Фосси экранизировал один из отрывков своей жизни, когда находился почти при смерти после инсульта во время работы над своим фильмом "Ленни" в 74 году и во время постановки знаменитого мюзикла Чикаго в 1975 году (да-да, того самого, который экранизировали в 2002 году - во многом то кино было данью уважения Бобу Фосси как одному из лучших "кинотанцевальных", да и вообще "музыкальных" режиссёров).
Кино местами схоже по задумке "8 с половиной" Федерико Феллини. Здесь режиссёр использовал знакомые приёмы, как в своём другом мощном фильме "Кабаре" (1972 г.) со смешением реальности и аллегорий, выраженных в танцах высочайшего уровня и чудесных песнях! Атмосфера - вот главный козырь этого необычного фильма. Ну и, конечно же, проникновенная игра Роя Шайдера.
5. У моря/Beyond The Sea (2004, Германия, Великобритания)
режиссёр: Кевин Спейси
в ролях: Кевин Спейси, Кейт Босуорт, Боб Хоскинс
Чудесный и милый байопик про певца Бобби Дарина, редкого молодого исполнителя конца 50-х годов, резко отказавшегося от исполнения популярного погибавшего уже на тот момент рок-н-ролла и модных современных поп-мотивов в пользу традиционной поп-музыки. Причём, многие уже давным давно заезженные песни Великого Американского Песенника обрели новую жизнь в исполнении Дарина. Знаменитый актёр Кевин Спейси был в кино дважды режиссёром (не считая того, что долгое время возглавлял британский старейший театр Олд Вик). Один раз неудачно, а второй - вот этот. Может, кино и не вышло мегашедевром, но Спейси настолько был всегда фанатом Дарина, что вложил все свои человеческие, актёрские, музыкальные и режиссёрские ресурсы, что в нём только были, в съёмки кино.
Если речь идёт о музыканте, то лучший фильм - тот, который покажет не факты его жизни, а личные ощущения музыканта, его чувства и вдохновения. А это, само собой, можно показать только через музыку. И в "У моря" Кевин Спейси именно так и показал жизнь Бобби Дарина: несмотря на то, что мальчик был с детства обречён на недолгие годы жизни из-за врождённого недуга, она показана на полном позитиве, прежде всего, за счёт чудесных песен, которые Кевин Спейси сам все перепел в стилистике и аранжировках Дарина.
Пусть актёру на момент съёмок было за 45 лет, а играл он 19-летнего Дарина. Это совершенно не мешает просмотру фильма. Да и вообще Спейси сам всегда был отличным крунером!
4. Птица/Bird (1988, США)
режиссёр: Клинт Иствуд
в ролях: Форест Уитакер, Дайан Венора, Майкл Зелникер, Сэмюэл Э. Райт
Однозначно лучшее биографическое кино про джаз! Во многом потому что оно от самого Клинта Иствуда! Который, к слову, всегда был большим фанатом джаза. Кино повествует о жизни знаменитого первопроходца жанра бибоп Чарли Паркера, роль которого исполнил актёр Форест Уитакер.
Фильм в нехронологическом порядке представляет собой несколько сцен из разных периодов жизни Паркера - от детства в Канзас-Сити и появления в Нью-Йорке в 40-м году до проблем с наркотиками, алкоголем, реабилитационный период и закат деятельности в середине 50-х годах, а также преждевременной смерти в 34 года.
Фильм получил премию "Оскар" за лучший звук, а Клинт Иствуд - премию "Золотой глобус" за лучшую режиссуру. На Каннском фестивале Форест Уитакер был награждён за лучшую мужскую роль. Также он и актриса Дайан Венора, сыгравшая жену Паркера, были номинированы на "Глобус".
В фильме не используются оригинальные композиции Паркера, поскольку все они были записаны в моно-версиях и не совсем в хорошем для использования в кино качестве. Клинт Иствуд попросил несколько записей у вдовы Паркера, из которых на студии вырезали соло самого музыканта. После чего режиссёр обратился за помощью к таким известным джазменам, как Ray Brown, Walter Davis, Jr., Ron Carter, Barry Harris, Red Rodney, которые записали аккомпанирующие подложки для вырезанных соло.
Великий Диззи Гиллеспи, чьи партии и чья музыка были также неотъемлемой частью этого фильма, со своей трубой находился в турне во время создания саундтрэка к фильму, а потому его партии пришлось записывать музыканту Джону Фэддису.
3. Жизнь в розовом цвете/Малышка/La Môme/La Vie En Rose (2007, Франция, Великобритания, Чехия)
режиссёр Оливье Даан; в главной роли Марион Котийяр
Про жизнь Эдит Пиаф... Один из лучших музыкально-биографических фильмов, которые в принципе были когда-либо сняты. Я не побоялся бы даже сказать, один из эталонных в этом жанре. Единственное, в кино полностью пропущен период жизни Пиаф времён войны, когда она тайно помогала сопротивлению и поддерживала французских пленных солдат. Но тогда бы, наверное, фильм пришлось бы сериалом делать. А всемирная популярность певице пришла как раз после войны.
Марион Котийяр сыграла одну из лучших женских ролей, что я когда-либо видел. Гениальное перевоплощение во всех периодах жизни певицы. Достойная была победа на "Оскаре".
2. Рэй/Ray (2004, США)
режиссёр Тэйлор Хэкфорд
в ролях: Джейми Фокс, Керри Вашингтон, Реджина Кинг, Клифтон Пауэлл
Идеально сбалансированная музыкальная биография, в которой все "компоненты" поданы в наилучшей форме: и драматическая составляющая, включая даже элементы психологического триллера про фобии и галлюцинации, и антураж своего времени, и какие-то аллегории, и непрерывная активность сюжетной линии, и, само собой, красочные постановки музыкальных студийных и концертных номеров. Добавить просто нечего, кроме как, разве что, про отмеченную победой на Оскаре игру Джейми Фокса, которого на самом деле фактически не отличить в кадре от реального Рэя Чарльза. Фокс просто жил в этой роли.
1. Дорз/The Doors (1991, США/Франция)
режиссёр Оливер Стоун
в ролях: Вэл Килмер, Мег Райан, Кайл МакЛоклен, Фрэнк Уэйли, Кевин Диллон
Эталонное музыкально-биографическое кино. Именно так в принципе нужно снимать фильмы в этом жанре. Естественно, это не только благодаря яркому творчеству сией группы. Обдолбанная психорежиссура Оливера Стоуна в этом фильме идеально нашла себя и вписалась на все 100%, казалось, что он жил в этом фильме, а не снимал его. Потому что сам Стоун был выходцем из тех же годов: он был свидетелем тех самых "цветочных" и "лсдшных" "прокуренных" 60-х (второй половины). Стоун сам баловался всем этим, служил во Вьетнаме и мог переложить на экран атмосферу, которая когда-то жила в нём.
Равно как и Вэл Килмер жил в роли (а он и до исполнения роли некоторое время специально жил в образе Моррисона). Шикарные виды и психоделические сцены, перетекающие в живые выступления группы - это вообще отдельный разговор и главная фишка режиссуры Стоуна в этом фильме. Ну а психоделическая сцена в пустыне под начинающуюся "The End" и медленно трансформирующаяся в выступление группы с этой песней - наверное, лучшая для меня не только в этом кино, но и вообще в музыкальных байопиках. К сожалению, всю сцену целиком не нашёл, нашёл только такой какой-то фанатский микс с этой сценой:
Быть может, оправданы негативные отзывы о фильме, сами трое участников группы критиковали кино за то, что в нём Моррисон показан полным безумцем и социопатом. Но всё-таки это художественное кино, и Стоунский наркотический перебор просто-напросто добавил в кино изюминки и усилил атмосферу. Ну и, соответственно, фильм, конечно же получился под названием "Джим Моррисон", а не "Дорз". Суть других музыкантов была в кино мало раскрыта, к сожалению.
Другие статьи о музыкальном кино, о саундтрэках и о фильмах, связанных с музыкой:
Саундтрэки к фильмам про Джеймса Бонда:
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.