В прошлом посте мы назвали 10 лучших фильмов 2022 года на иностранном языке, которые рекомендуем посмотреть. Сейчас — говорим только о российских новинках. Это микрорецензии на самые достойные работы, обозреватель «Новой газеты» Лариса Малюкова отобрала и объяснила, почему их стоит посмотреть. Давайте изучать, а в комментариях — оценим.
«Большие змеи Улли-Кале»
Режиссер: Алексей Федорченко
Фильм с этим безумным названием посвящен истории взаимоотношений России и Кавказа. В основе циклопического труда Федорченко — книги первых исследователей Кавказа, историков и философов. Звучит скучно-пресно. Но это не этнографическое кино. Авторы снимают слои пыли с, казалось бы, общеизвестных давних фактов, обнаруживая впечатляющие события, совпадения, параллели и меридианы, открытия чудные, которые в колодце истории сплавляются, смешиваются в цветные коктейли с пузырьками. А змеи — они же пленки — обязательно утащат любопытного режиссера.
«Жена Чайковского»
Режиссер: Кирилл Серебренников
Премьера состоялась на Каннском кинофестивале. История одного из драматичнейших эпизодов биографии Петра Ильича — его брак с Антониной Ивановной Милюковой. Скромной девушке, берущей уроки в консерватории у Лангера, 28, композитору с мировым именем — 37.
Она его себе вымолит. На коленках, подстелив тряпочку, рядом с нищими перед церковью. Чтобы бросаться на шею, охранять, целовать. Быть, как Татьяна, век верной до гроба. Пусть не телом, всей душой.
Служить и владеть: «Мой Петя!». Ты в сновиденьях мне являлся. Да она и напоминает ему Татьяну.
Психодрама Кирилла Серебренникова — путешествие по наэлектризованной границе меж полярных точек зрения. Как в «Супружеской жизни» — двух версий происходящего.
А еще это погружение в закат 19-го века: вуали, корсеты, каменные белые воротнички, хризантемы, янтарные сережки, шляпки с бантом под подбородком. И ностальгия по садам Эдема былого, утраченной красоты России, которую мы навечно потеряли.
«Молодость»
Режиссер: Дмитрий Давыдов
Фильм одного из самых талантливых якутских киноавторов.
История возвращения блудного сына. Правда, родителей давно нет, дом заброшен, холодильник развалился.
«Молодость» — неторопливая грустная дискотека в снегах, сочетание рока и прозы жизни, тихой трагедии и эксцентрики, абсурда. По телику показывают зомби-хоррор, а дурацкие парики в рекламе демонстрирует сам Дмитрий Давыдов. Бытовые детали и мистическая тайна, проза жизни и языческие сущности, абсурд и социальные проблемы, костер надежды на ветру отчаяния…
«Экспресс»
Режиссер: Руслан Братов
Дебютная полнометражная картина Руслана Братова, того самого, что снял умопомрачительно смешную и точную короткометражку «Ла-лай-Ба-ла-лай» — метафору головокружительной до потери сознания — русской жизни.
В пересказе фильм об одном не случившемся выигрыше похож на скверный анекдот или чернуху, но...
«Экспресс», начинающий свое движение вязко-медленно — как жизнь в провинции, — постепенно набирает обороты и везет-везет к свету из люка.
Только в финале камера вдруг засмотрится в черный круг беспросветности, как в бездну Малевича.
«Балабанов. Колокольня. Реквием»
Режиссер: Любовь Аркус
Постскриптумом к кино и жизни культового режиссера. Аркус сделала удивительной силы, искренности и уязвимости фильм о «проклятом поэте», запечатлевшем разлом эпох, когда одно время исчезло, а новое, как ни тужилось, не возникло. Одним словом, нулевые.
— С родиной нашей что будет? — спрашивает Балабанова девушка на встрече в «Порядке слов».
Отвечает, как обычно, коротко, до неприличия честно.
— Родина — это наша родина. Вот и все.
— В счастье ее не возьмут?
— Это самая большая страна в мире, — отвечает Алексей Октябринович, как всегда коротко.
Звучит, как диагноз.
«Плотник»
Режиссер: Авдотья Смирнова
Беспощадная почти тактильная история семейного горя.
Картина, предугадавшая главное настроение времени — отчаяние и ищущая выход там, где его нет. Всем-всем здесь нужна опора, поддержка — Бога, Ленина, справедливой социальной системы, в конце концов самых близких, членов семьи. Без опоры никак. И только Плотник, по любимому выражению Балабанова, «стоит прямо».
Начнет идти по этой дороге с того, что обмотает тряпками все углы, все опасные предметы в доме — чтобы его больной ребенок не ушибся.
И пройдет путь до конца, ошибаясь, но не сломается… ему нельзя, все на его руках. Даже это серое небо.
«Брат во всем»
Режиссер: Александр Золотухин
Новая картина Александра Золотухина —
поэтическая элегия об интимном братстве военизированных мальчиков. О молодости. Об ощущениях, когда руки жжет от керосина или прикосновения к руке девушки. А кожа мерзнет от ледяной из брандспойта струи или прикосновения ветра.
Камерная киноистория ученика Александра Сокурова питается токами художественной сокуровской поэтики и документального расторгуевского метода. Получилась очень русская и в то же время универсальная история с выразительным антимилитаристским духом. Именно духом, никакой патетики.
«Призрачно-белый»
Режиссер: Мария Игнатенко
Визионерская поэма о незащищенности человека, попавшего под лавину истории. Очень актуальная тема.
В основе фильма — скандальная книга Руты Ванагайте и Эфраима Зуроффа «Свои», в которой собраны материалы об участии литовцев в истреблении евреев во время Второй мировой войны.
«Призрачно-белый» — вторая полнометражная работа Марии Игнатенко. Премьера картины состоялась в рамках основного конкурса Международного кинофестиваля-2022 в Роттердаме.
«Голод»
Режиссер: Татьяна Сорокина
Авторы: Александр Архангельский, Максим Курников
Фильм выложен на Youtube в открытый доступ.
О том, как массовый голод, словно эпидемия, охватил в начале 1920-х годов 35 губерний Советской России с общим населением примерно 90 миллионов человек.
О бесконечной чудовищной трагедии. О глупых, некомпетентных решениях, которые привели к массовой гибели. И о героях, о человечности, которая стирала границы между государствами и народами, когда граждане разных стран старались помочь голодающим.
«Голод» был изъят из проката, как сообщили в Минкульте авторам, «в связи с многочисленными жалобами граждан».
«Сердце Пармы»
Режиссер: Антон Мегердичев
Зрелищный исторический блокбастер с элементами фэнтези по мотивам романа Алексея Иванова о покорении Московией «великой Перми».
Продюсеры «поправили» авторскую версию. Но и при существующих изъянах «Сердце Пармы» —
выразительный пеплум о колонизации земель вокруг Перми.
Антону Мегердичеву удалось вытащить из романа его сложную проблематику, и автор книги одобрил картину.
Князь Александра Кузнецова — внутренне сильный, спокойный человек, растущий в испытаниях, не поддавшийся вирусу власти. Но попавший в жернова судьбы и невыносимого выбора между чувством и долгом, «обречен на несовпадение и непопадание».
Как и в романе, его несет река судьбы, которая из человека, страдающего, избегающего войны, создает непобедимого.
Составила: Лариса Малюкова / «Новая газета»
Это все. Лучшие, на взгляд кинообозревателя «Новой» фильмы на иностранном языке — смотрите тут. Следите за комментариями главных событий околокино в телеграм-канале Ларисы Малюковой.
А в ближайшее время на канале объявим даты и программу новогоднего документального фестиваля «Новой газеты». Не пропустите это традиционное и очень интересное событие.