Кировская железная дорога была главным источником снабжения всех советских войск в Заполярье. Если бы врагу удалось ее полностью перерезать, то Мурманск бы оказался изолирован от основных сил Красной Армии. Поэтому финны и немцы регулярно пытались нарушить перевозки по железной дороге. Только в 1942-1944 годах вражеская авиация совершила около 17 000 вылетов в район стальной магистрали.
Подвиг машиниста
В таких условиях каждый рейс был как последний. Тем не менее советские машинисты продолжали свою работу. Сегодня вы узнаете об Иване Першукевиче – его паровоз не раз попадал под бомбежку.
Машинист отличился еще до войны. Так, 10 июня 1941 года за свои заслуги Першукевич был награжден знаком «Ударник Сталинского призыва». Машинист тогда работал на Кировской железной дороге в Карелии. Когда началась война, эта стратегическая магистраль стала одной из главных целей врага.
Немцы с финских аэродромов постоянно бомбили железную дорогу, враг забрасывал диверсантов для уничтожения путей и подрыва составов. В 1941 магистраль продолжала работать – снабжение в Мурманск шло через ветку из Архангельска. В таких тяжелейших условиях Першукевич не просто перевозил составы, а стал инициатором скоростного вхождения эшелонов, чтобы фронт получал еще больше снабжения.
Иван Петрович почти в каждой поездке попадал под немецкую бомбежку. Он несколько раз был ранен, но своего поста не покинул и в госпиталь не пошел. В конце 1942 года состав Першукевича атаковали истребители. Они пробили котел, подожгли две цистерны и изрешетили будку машиниста. Но бригада паровоза не растерялась и умело заделала повреждения, а пылающие цистерны были отцеплены. Так, бригада Першукевича спасла эшелон.
Иван Петрович Першукевич и после войны усердно трудился машинистом. Он был награжден медалью «За трудовую доблесть», орденом Ленина, званием Героя Социалистического Труда.
Больше историй о фронтовиках и тружениках тыла вы узнаете на экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #ПодвигНарода