«Кто последний?» Этот вопрос уже звучит не так часто, как в совсем недавние времена. Однако нет-нет да увидишь «хвост» к какому-нибудь ларьку или на остановке маршрутного такси. Вот тут сразу и понятно, кто есть кто. А для христиан очередь - это естественный полигон, на котором проходит испытание их характера. О том, как остаться христианином в житейских ситуациях, эта статья.
Хотим мы этого или нет, но многие из нас являются наследниками эпохи, которая имела громкое название - Союз Советских Социалистических Республик. Можно по-разному ее характеризовать, но не будет ошибкой сказать, что это было время очередей. Очереди повсюду: в магазин и к доктору, в загс и на кладбище, на приобретение машины и квартиры, к начальнику и за зарплатой. Это был целый пласт жизни - культура очередей. У советского человека поколениями вырабатывалось отношение к очереди. Стояли в ней только те, кто в силу каких-либо причин не мог пройти «без очереди», «вне очереди» или «к администратору». Для многих и многих, больших и малых начальников, начальничков, бюрократов всех мастей и видов, продавцов и должностных лиц очередь была родной матерью–кормилицей. Люди охотно платили деньги, чтобы не стоять в ней. И дело не только в потере времени. Это вопрос престижа: быть человеком, у которого всюду «свои люди», который не стоит в очереди. Они свысока поглядывали на обычных смертных, на это «низшее сословие», серую массу, из которой и состояли очереди.
Многие помнят, что в Советском Союзе бытовал специфический термин - «достать». Хорошую вещь нельзя было купить, её можно было только достать. Я помню время, когда некоторые «делали» деньги весьма оригинальным способом. Эти ловкачи скупали билеты на западные фильмы, собиравшие огромные толпы народа, и по двойной или даже тройной цене перепродавали их.
Очереди изменили психику людей и оказали серьёзное влияние на нашу культуру. Если вдруг на прилавке магазина появлялись кроссовки «Адидас» или джинсы «Ли», то очередь растягивалась на километры. Это был сигнал: дают что-то хорошее. Когда люди видели длинную вереницу людей, то сначала спрашивали: «Кто последний?», а потом уже интересовались, что дают. И всегда находился особенно сознательный гражданин, который имел при себе бумагу и ручку и записывал очередников по номерам. И все с напряжённым вниманием следили, чтобы никто не влез вперёд своего номера. Это, однако, не только не создавало порядка, но, наоборот, служило поводом для конфликтов и неразберихи.
Любопытна психология очередей. Психологи утверждают, что когда толпа достигает порогового уровня численности, то люди, её составляющие, теряют свою индивидуальность. С этого момента толпу необходимо рассматривать как личность, имеющую свою психологию, отличную от психологии индивидуума. Она живёт только эмоциональными порывами. Именно поэтому толпа крайне опасна, её легко может «зажечь» сильный лидер. Люди, стоящие в очереди, ведут себя иначе, чем дома или на работе, они способны на те поступки, которых в обычном состоянии никогда не сделают. Срабатывает некий рефлекс, и человек превращается из homo sapiens в человека толпы. В эти моменты особенно ярко проявляется внутренний мир человека.
Вот мощная дама своим бюстом преграждает дорогу к двери кабинета или к прилавку магазина, громко призывая к справедливости, а её противник, ветеран войны, с пеной у рта, воинственно размахивая руками, рвется взять штурмом вожделенный дефицит или получить нужную справку. Каждый из нас помнит подобные случаи, да и сами мы не без греха. Во времена «сухого закона» в очередях за водкой людей давили насмерть. Парадокс: простоять на ногах несколько часов подряд, да ещё в нервном напряжении - это очень тяжёлая работа, но даже самые немощные старушки стойко держались ради чего-то, возможно, и не очень нужного, просто потому, что все стоят. Мы, родившиеся в Советском Союзе, все так жили. И это оставило неизгладимый след в наших душах. Истрёпанные нервы, помятые бока и униженное достоинство горьким осадком накапливались в душе, влияя на здоровье и отношения с близкими.
Проблема очередей существует в разных странах, но для стран бывшего соцлагеря она имеет свои особенности. Один американец, несколько лет проживший в России, признавался, что его больше всего поражал тот факт, что честному налогоплательщику приходится стоять в очереди, чтобы заплатить за коммунальные услуги. В Америке, если вы должны деньги, к вам придут сами. И при этом будут мило улыбаться. А в России за твои же деньги тебя обругают и оттопчут ноги.
Однако всё вышесказанное служит только вступлением к основной теме этой статьи – поведению христиан в общественных местах. Ведь мы, христиане, просто обязаны показывать всему миру того Иисуса Христа, Который живёт в нас Духом Святым. Но как часто мы являем совсем не то, что надо. Бывает, едешь в переполненном трамвае или стоишь в пробке на дороге, вдруг «включается» в тебе греховная природа, и ты не в силах сдержаться. А потом горько каешься в том, что наговорил и как себя вёл. Особенно это неприятно, когда едешь домой в воскресенье с богослужения, исполненный Духом Святым, и вдруг огорчаешь Его своим раздражением или гневом. И опять приходится каяться.
Еще хуже, когда наше поведение становится претыканием для неверующих и они думают: «Это христиане? Нет, я не хочу быть таким». Скольких мы оттолкнули своим поведением? А ведь всех их подводил к нам Христос. Он, скорее всего, ожидал от нас, что мы проявим терпение и выдержку там, где другие «взрываются», что мы будем благословлять там, где другие проклинают. Тогда все увидят, что христиане не такие, как обычные люди, и зададутся вопросом: почему? И это, действительно, лучший вид евангелизма – евангелизм делом, когда ты своим поведением, даже без слов, приобретаешь людей для Господа.
А как зачастую бывает на самом деле? Представьте себе такую ситуацию: весна, грязь; христианин переходит дорогу, и вдруг проезжающая машина окатывает его грязью с головы до ног. Представили? Очень хорошо, если он сумеет сдержаться и не выплеснет поток брани. В лучшем случае, всё-таки найдёт в себе силы наш гипотетический христианин процедить сквозь зубы: «Да благословит тебя Господь». Будет ли это настоящим благословением? Трудно сказать. Но даже то, что сдержал себя и не выругался, уже хорошо. Не сразу, не вдруг происходит изменение личности христианина в образ Иисуса Христа. Кто-то спросит, зачем же тогда произносить слова, лишённые внутреннего содержания? Ведь это лицемерие. И зачем мне сдерживаться и мило улыбаться тогда, когда в сердце всё кипит? Почему я должен любезничать с человеком, который мне неприятен? Ведь это ложь. Нет. Наоборот, те, кто так думает, обмануты сатаной. Лицемерие – это когда мы для какой-то корыстной цели льстим человеку, обманываем его видимостью дружелюбия, но, добившись своего, меняем отношение. Настоящие христиане прилагают усилия, чтобы вести себя так, как повёл бы Себя Христос на их месте. Пусть даже нет никакого желания благословлять водителя, обрызгавшего тебя грязью или людей в очереди, но это нужно сделать ради Господа, нужно приложить усилие, ведь «…Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его»1. Очень важно задумываться над тем, что говоришь, ведь слова имеют силу, ибо написано: «Жизнь и смерть во власти языка»2. И в следующий раз вы уже скажете те же слова в той же ситуации, но совершенно искренне, ведь Бог, видя наше стремление, изменит внутренний мир. Главное, чтобы желание измениться было искренним, иначе вы рискуете превратиться в фарисея, говорящего правильно и уверенного в своей правоте, но не суть такового.
Зло распространяется подобно кругам от брошенного камня на воде. И получаем мы от людей только то, что даём сами. Если вас в автобусе обругают, то вы, скорее всего, сорвётесь на ком-то ещё. А те, в свою очередь, ещё на ком-то - и так далее. И, как снежный ком, покатится от человека к человеку этот негатив, всё увеличиваясь в размерах, пока не ударит вас в спину. Последствия проявятся не сразу, поэтому мы теряем причинно-следственную связь и не боимся делать зло. А потом, когда начинаем пожинать посеянное, то взываем: Господи, за что постигло меня это? Христос не зря в Нагорной проповеди учил не воздавать злом за зло, ведь тем самым разрывается порочный круг, и оно просто заменяется добром. Христиане призваны быть воинами в духовном мире. Поэтому наш Командир посылает нас туда, где проклятие нужно победить благословением, зло – прощением и смирением. Битва эта происходит вокруг нас: в очередях и общественном транспорте, на работе и дома. Только сильный человек может не воздавать злом за зло, прощать и миловать. Сила же наша - во Христе Иисусе, а потому принципиально безгранична, ведь Он - Бог. Осталось только приложить усилие и проявить её на деле.
Станислав Буланов
Сноски
1 - Мф. 11:12
2 - Пр. 18:22