Согласно данным Росстата, по итогам января-ноября 2022 года оборот ресторанов, кафе и баров увеличился на 4,4% до 2,05 триллионов рублей, за ноябрь в годовом выражении — на 15,2% до 215,6 миллиардов рублей. В то же время в сентябре количество заведений общественного питания сократилось. Чаще всего закрывались кафе, пиццерии, бары и пекарни.
Издание «Ведомости» выяснило у владельцев заведений общепита, какие факторы повлияли на индустрию сильнее всего и чего они ждут от 2023 года.
По словам президента федерации рестораторов и отельеров Игоря Бухарова, ситуация в настоящее время лучше, чем в пандемию коронавируса. Те, кто занимался крупными проектами, продолжают в них инвестировать. Ведь за периодом кризиса всегда наступает подъем.
По мнению омбудсмена в сфере ресторанного рынка Москвы, владельца сети «Мясо и рыба» Сергея Миронова, на сферу общественного питания влияет рост внутреннего туризма. В декабре наблюдается рост оборота в ресторанах и кафе на фоне увеличения туристического потока. Ведь внутренний туризм сейчас набирает обороты на фоне закрытия западных стран.
Наибольший спад испытывают заведения, работающие в торговых центрах. Так как по причине ухода иностранных брендов и снижения покупательской способности населения трафик там упал. Ситуация не наладится, пока в торговых центрах не появятся новые арендаторы.
Эксперт подчеркнул, что в 2023 году выручка будет увеличиваться, но рентабельность ресторанного бизнеса будет падать из-за нехватки работников и невозможности повысить цены, так как доходы россиян продолжают снижаться.
Основатель сети ресторанов быстрого питания «Теремок» Михаил Гончаров обратил внимание на то, что с учетом текущих условий ситуация в ресторанном бизнесе в начале 2023 года будет тяжелая. Чтобы исправить ситуацию, необходимо решать проблемы потребителей. Например, снижение цен на меню на 20% увеличит оборот, но может не перекрыть потерь. Поэтому необходимы системные изменения.