Заметив, что люди уделяют всё больше внимания своему ментальному здоровью и психическому состоянию, топ-менеджеры Mail.ru Group (теперь холдинг VK) Александр Горный и Андрей Молчанов в 2019 году запустили приложение «Мо: Медитация и Сон». Вложили несколько миллионов рублей, привлекли инвестиции и стали в этой нише сервисом № 1 в России. Рассказываем, как всё получилось.
Андрей Молчанов увлёкся медитацией в 2018 году. Достойных приложений для практики на русском языке не нашёл, и тогда предложил коллеге из Mail.ru Group Александру Горному запустить собственное. Горный медитацией не занимался, но идею товарища поддержал. «Множество людей испытывают проблемы со сном или нуждаются в инструментах для снятия тревожности. Мы подметили эти боли и решили их закрыть с помощью приложения для медитации и сна», — объясняет Александр.
Партнёры вложили в проект несколько миллионов рублей, и спустя несколько месяцев разработки приложение «Мо: Медитация и Сон» появилось в магазине приложений для устройств на iOS. «Многое мы взяли у западных конкурентов. Так получился продукт с разносторонним контентом и понятными для пользователей фичами», — рассказывает Александр Горный.
В 2020 году выручка проекта составляла около $25 000 в месяц. Тогда «Мо» привлёк первые инвестиции в 15 млн ₽. А в 2021 году — ещё $1 млн.
«Мо: Медитация и Сон» — библиотека с 30 программами медитации, упражнениями для преодоления тревоги и повышения продуктивности, в том числе в непростых ситуациях, например перед важной встречей. Отдельный раздел посвящён сну, где собраны «истории на ночь» и музыка для лёгкого засыпания.
Как зарабатывает «Мо: Медитация и Сон» и что не так с подписной моделью
С самого начала доступ к контенту «Мо» продаётся по подписке: её можно купить на месяц или год.
Целевая аудитория приложения — жители крупных городов, ведущие активный образ жизни, — готова платить за инструменты для улучшения ментального здоровья. Дополнительный источник монетизации – B2B-клиенты. Компании покупают подписку для сотрудников или в подарок для клиентов.
Главным вызовом бизнес-модели Александр Горный называет продление пользователями годовой подписки. Заранее трудно спрогнозировать, случится ли она, а экспериментировать приходится с ожиданием результата в год. «Есть метрики, которые предсказывают поведение клиента, но они не дают точного ответа. Поэтому мы каждый раз ждём: купят нас снова или нет».
Продвижение и первый миллион пользователей: таргет сработал, блогеры — нет
Александр Горный советует продвигать приложения через рекламные объявления в поисковых системах. С помощью таргета «Мо: Медитация и Сон» удалось привлечь более миллиона пользователей за два года. К ноябрю 2022 года сервис использовали более 2 млн человек.
Среди неудачных попыток продвижения — сотрудничество с инфлюенсерами. «Мы пробовали закупать рекламу у блогеров, но выхлопа не было никакого. Возможно, мы что-то делали не так или приложения для медитаций не продвигаются таким образом. В любом случае этот канал для продаж мы больше не используем», — говорит Александр.
Что дальше: расти за границей, оставаться лидерами в России
С начала 2022 года многие пользователи из России перестали использовать «Мо: Медитация и Сон» из-за сложностей с оплатой в магазинах приложений. Теперь, по словам Горного, 70% выручки приносят пользователи из других стран. Несмотря на падение спроса, «Мо» остаётся самым популярным в России приложением для медитации.
В целом за 2021 год сервис вырос в три раза, а количество пользователей, скачавших приложение за всё время, превышает 6 миллионов.