В наступающем году ISU начнет поднимать возрастной ценз во «взрослых» турнирах с 15 лет до 17. Но мало кто знает, что схожие перемены будут происходить и у нас, во внутренних соревнованиях.
Как и где меняются правила
Изменения в регламенте мировой «фигурки» утвердили летом этого года на конгрессе ISU: начиная с сезона-2023/24 минимальный возраст спортсменов на Олимпиадах, ЧМ и прочих неюниорских состязаниях будет повышен на два года. Причем сделают это в два приема: сначала до 16 лет, а еще сезон спустя, с лета 2024-го – до 17.
О грядущем повышении ценза известно всем. Только мало кто заметил, что вслед за международной федерацией регламент поменяла и российская. Если сейчас на наших внутренних «взрослых» турнирах разрешается выступать с 14, то в следующем сезоне барьер повысят до 15, а еще через год – до 16 лет. Синхронно с ISU, но с сохранением разницы «минус год» — она нужна, чтобы фигуристки (лимит актуален только в женском катании, так как в остальных видах на пик карьеры выходят сильно позже, после 20) перед выходом на мировую арену успели набраться опыта в национальной элите.
Как будет меняться минимальный возраст фигуристов во «взрослых» соревнованиях
* В скобках – даты рождения, удовлетворяющие условиям лимита.
Клубок из ограничений
В результате возникает уникальный разрыв в цепочке поколений. Нынешние 14-летние (точнее те, кому не исполнилось 15 до 1 июля – эта «дата икс» определяет официальный возраст на сезон вперед) успели «на флажке» проскочить во «взрослые» в России, но за ее пределами останутся юниорками на целых три года, до олимпийского сезона-2025/26!
Плюс на эту «щель между двумя лимитами» накладывается еще и фактор №3 – антироссийские санкции, отсекающие наших фигуристок он международных турниров на неопределенный срок. Возникает жуткая путаница, в которой сам черт ногу сломит.
Давайте разбираться. Получается, что российских одиночниц, пока не засветившихся на «взрослой» мировой арене, можно разделить на три группы.
Петросян и Муравьева: лимиты прошли, но сидят за «железным занавесом»
Начнем с самого старшего из «переходных возрастов». С тех, кому 15 есть как де-факто, так и де юре, — то есть, родившихся до 1 июля уходящего года. Внутрироссийский ценз они переросли еще прошлым летом, а нынешним, до конгресса ISU, успели преодолеть и международный. Например, Веронике Яметовой, ставшей открытием национальной серии Гран-при-2022, 15 исполнилось в последний «разрешенный» день – 30 июня!
Впрочем, дело тут не только в Яметовой. Кроме нее в данную категорию входят настоящие звезды первой величины — такие, как Софья Муравьева, Аделия Петросян и Софья Самоделкина. Кабы не санкции, эти девушки уже прошедшей осенью блистали бы не на российском, а на всемирном Гран-при. Вместо этого им приходится сидеть за «железным занавесом», как представительницам более старших поколений — от Камилы Валиевой (16 лет) до Елизаветы Туктамышевой (26). С той разницей, что те свои международные титулы уже выиграли, а Муравьева с Петросян – увы, нет.
Лучшие фигуристки России с официальным возрастом 15 лет
* Место на чемпионате России-2022
Без золота юниорского ЧМ Акатьева как-нибудь переживет
Переходим к следующему поколению, на сезон младше. Именно оно угодило в «дырку» меж двух лимитов – и именно к нему принадлежит новая чемпионка страны среди взрослых Софья Акатьева, только что сенсационно обыгравшая Валиеву в Красноярске.
Еще недавно Акатьева считалась «невезучей по рождению» — ее угораздило появиться на свет 7 июля, всего на неделю позже регламентного «дня икс». Таким образом, Соня попала под новый лимит ISU: в международной элите она дебютирует только осенью 2025-го, непосредственно перед следующей Олимпиадой в Милане.
Но – парадокс! – нынешние санкции полностью нивелировали «акатьевское невезение». Сегодня ее статус ничем не отличается от тех же Петросян с Муравьевой. А с психологической точки зрения Соне даже легче. Ведь она лишена допуска только на юниорские Гран-при и ЧМ, которые все равно на порядок слабее российских «взрослых» соревнований. Акатьева может три года спокойно набираться уникального опыта, бодаясь дома с Валиевой и ей подобными и копя силы для главного, олимпийского рывка.
Да, теперь Соня вряд ли получит золото «младшего» чемпионата мира. Его она легко взяла бы еще в прошлом сезоне, да тогда юниорский ЧМ отменили из-за коронавируса. Но без этой «детской побрякушки» Акатьева как-нибудь переживет. Лишь бы санкции к Играм-2026 успели рассосаться, а остальное — мелочи.
Выходит, наказав Акатьеву по указке МОК, ISU cам же, другой рукой, дал ей средство для борьбы с санкциями. А заодно ее ровесницам – например, Вероника Жилина, по идее, запросто могла бы отобраться на ЧР-2022 через «взрослый» Гран-при и бороться в Красноярске чуть ли не за медали, но, посовещавшись с тренером Евгением Плющенко, отложила свой переход из юниоров до следующего сезона. Спешить-то все равно некуда.
Лучшие фигуристки России с официальным возрастом 14 лет
Двоеглазова и Титова: без Олимпиады до 2030-го
И последняя группа «от 13 лет и младше». Ее возглавляют Алиса Двоеглазова из школы Этери Тутберидзе и воспитанница Плющенко Софья Титова. Эти девочки пострадали прежде всего от нового ценза, который отсек их от Игр в Милане — теперь Двоеглазова попадет на Олимпиаду не раньше, чем в 2030-м! И далеко не факт, что в 21 год она сохранит способность делать в произвольной программе по два четверных лутца (!), как сейчас.
Санкции? Для этих школьниц они не столь существенны – просто откладывается дебют в юниорских турнирах ISU. Что не страшно, так как при повышенном цензе «младший» период карьеры станет вдвое длинней: вместо прежних двух сезонов (от 13 до 15 лет) — как минимум четыре (13-17). Годом раньше начнешь, годом позже — непринципиально. Потом наверстаем.
Лучшие фигуристки России с официальным возрастом 13 лет