Любой подводящий итоги уходящего года ступает тем самым на почву даже не зыбкую, а прямо-таки горящую. Личные итоги подводить не буду - какие уж тут итоги, горе сплошное (из полезного, пожалуй, только одно - экспресс-курс ярости, ненависти, беспомощности, но еще и смирения, принятия, благодарности). Книжно-индустриальные итоги тоже воздержусь подводить – подводила их, извините за оксюморонность, весь год, в режиме реального времени, и тоже порадовать нечем (цензура, подорожание, уход правообладателей – короче, ох).
А вот итоги сугубо книжные все же подведу - не прерывать же без малого десятилетнюю традицию. Ну, и вообще, давайте поиграем в книжную рубрику "Вечернего Урганта".
Начну с русской литературы, для которой уходящий год удивительным образом оказался не так уж и плох (в скобках оговорюсь: литература - искусство медленного реагирования, в 2022-м мы пожинали то, что было посеяно два-три года назад, поэтому удивляться не стоит: думаю, провал увидим через пару лет, если, даст бог, нынешние раны хотя бы начнут затягиваться).
Главная, на мой взгляд, русская книга года - "Лисьи Броды" Анны Старобинец. Писала о ней столько, что невозможно уже повторяться, а если вы до сих пор не прочли, то вот вам и план на каникулы.
Но вообще важнейшее, что было в уходящем году для меня лично – это много, прямо МНОГО новых имен и новых книг от писателей поколения 30-летних.
Главное новое имя для меня - Ася Володина, чьи романы «Протагонист» (он лучше) и «Часть картины» (тоже хорошо) в моем персональном рейтинге занимают уверенное второе место после "Бродов". Очень, очень много таланта – прямо невооруженным глазом видно.
Неплохой, крепкий роман Михаила Турбина «Выше ноги от земли» (писала о нем буквально только что).
Очень интересная Екатерина Манойло, «Отец смотрит на запад» - с важной для меня постколониальной, локальной тематикой.
Сразу три (!!!) за один год книги у махачкалинца Ислама Ханипаева – «Типа я» и «Большая суета» (отличный «русский Бакман», смешной, горький, трогательный, мастеровитый) и «дагестанский детектив-нуар» «Холодные глаза» - все же более дагестанский, чем детектив-нуар, но в любом случае неплохо, самобытно и с каким-то очень легким писательским дыханием.
Из тех, кого мы уже знаем по прошлым годам, хотела бы отметить «Сезон отравленных плодов» Веры Богдановой, совершенно замечательный, одновременно и умный, и эмоциональный.
Прекрасный «Харассмент» Киры Ярмыш, немного затерявшийся на фоне общего ужаса начала войны, но от этого не менее классный. Теперь уже, наконец, совершенно понятно, что Ярмыш – настоящий серьезный писатель, а не просто «пресс-секретарь Навального», как говорили после "Невероятных происшествий в женской камере №3".
Очень хорошая «Степь» Оксаны Васякиной – пожалуй, «Рана» мне понравилась больше, но, возможно, дело просто в том, что «Рана» была очень новой и необычной, а «Степь» все же немножко в том же духе.
Новую повесть Александра Пелевина «Гори огнем» мне, по понятным, думаю, причинам психологически было непросто заставить себя прочесть (вот и мне стало сложно отделять автора от его произведения, увы), но вообще-то она очень и очень достойная – хотя, как мне показалось, автор в какой-то момент решил ее не столько закончить, сколько прекратить.
Ну, и в заключение совсем уж пунктиром – хороший «Оккульттрегер» Алексея Сальникова (в моем персональном рейтинге, пожалуй, уверенное второе место после «Петровых»). Многие были в восторге от «Саша, привет!» Дмитрия Данилова – я скорее нет, но это как минимум любопытно. «Чагин» Водолазкина меня несколько разочаровал, но я знаю тех, кому понравилось - и это тонкие, умные читатели. Ну, и, наконец, «Пелевин этого года», «KGBT+» многим, напротив, не понравился, а я прочла с радостью и внезапной благодарностью – как по мне, то, что надо.
Словом, потерянный для жизни и радости, для русской литературы 2022-й парадоксальным образом потерян не был. Неплохой год – не лучший, пожалуй, но и определенно не худший.
На этом пока все – про переводную постараюсь написать в следующем посте, возможно, уже после Нового Года.